Гештальт-гардероб
Гештальт-гардероб
Гештальт-гардероб Слово «Gestalt» (нем.) переводится как «образ» или «фигура». Основной постулат гештальт-психологии – внимание к форме и убеждение, что в каждом из нас заложен совершенный и гармоничный мир, у каждого из нас достаточно знаний и опыта. Часто ее сравнивают с дзен-буддизмом, где никто не копается в поисках сути, не делает ненужных выводов, а лишь наблюдает за происходящим и констатирует факты. Но главное ее отличие в том, что она практикуется абсолютно во всех социальных сферах – от частного делового разговора, жестикуляции и гастрономии до интерьера, аксессуаров и одежды. >>>
Слово «Gestalt» (нем.) переводится как «образ» или «фигура». Основной постулат гештальт-психологии – внимание к форме и убеждение, что в каждом из нас заложен совершенный и гармоничный мир, у каждого из нас достаточно знаний и опыта. Часто ее сравнивают с дзен-буддизмом, где никто не копается в поисках сути, не делает ненужных выводов, а лишь наблюдает за происходящим и констатирует факты. Но главное ее отличие в том, что она практикуется абсолютно во всех социальных сферах – от частного делового разговора, жестикуляции и гастрономии до интерьера, аксессуаров и одежды.
Раскрытие и освобождение себя с помощью вещей, аксессуаров и одежды относится к серии практик, гордо именуемых арт-гештальтом, и является одной из многочисленных областей применения этого молодого направления психологической науки.
НА САМОМ ДЕЛЕ Я – БЕЛАЯ МЫШКА!
Человек рождается голым и какое-то время так занят изучением окружающего мира, что не придает значения, во что одет. Когда он подходит к зеркалу для первой примерки, его сознание абсолютно лишено таких понятий, как «модно» и «актуально», – есть только собственные ощущения. Глядя на платье, девочка может сказать «нравится\не нравится», «красиво\некрасиво». Она не станет ссылаться на чужие мнения, если мама и девчонки из ее двора еще не успели впихнуть в ее крошечную головушку «взрослые» шаблоны.
– Платье красивое, потому что на нем небо в мелкие цветочки, и я в нем радуюсь, – говорит пятилетняя девочка. – А в этом платье я всегда плачу и дерусь, потому что оно коричневое!
Детское сознание часто сопротивляется выбору родителей, просто потому что это не их выбор. Ребенок объясняет свои чувства: «А джинсовый комбинезон я ненавижу, потому что его удобно стирать и он не мнется, и за это все его хвалят, любят и говорят: «Какая куколка!» А на самом деле я белая мышка!»
Забавно, но именно так мы обычно руководствуемся в выборе своего «ролевого» гардероба. Шкаф каждой женщины представляет собой не просто подобранный по цвету и фасону гардероб, а костюмерную на десять ролей одной актрисы – для работы, для собраний и деловых встреч, для него, для зависти подруг, на каждый день и для дома – для семьи. И на каждую из перечисленных позиций возлагается требуемый эффект: статус и высокая зарплата, уважение, сексуальная привлекательность, азарт конкуренции, удобство. А есть ли у нас «ненужная» одежда, в которой нам просто хорошо, которая просто нравится?
ПЛАТЬЕ И ОБЛАЧАЕТ, И РАЗОБЛАЧАЕТ ЧЕЛОВЕКА
М. Сервантес
Разумеется, ни одна тряпица не изменит вашу жизнь, как бы прекрасна она ни была. Смысл арт-гештальт-терапии лишь в выяснении вашего отношения к своей одежде и, как следствие, к самой себе. И неважно, для чего была куплена та или иная вещица или с чем вы ее собирались носить – этот вопрос мы оставим стилистам. Важно, как вы себя в ней чувствуете, не считая социальной роли, возложенной на образ.
В костюме, который вы обычно надеваете на работу, постарайтесь почувствовать не то, как он помогает вам настроиться на рабочий лад и украшает офис, а какой вы себя видите в нем безотносительно функций. То есть, нравитесь ли вы себе в этой одежде или это совершенно не в вашем вкусе? Когда человека начинают остро беспокоить какие-то проблемы, он невольно сигнализирует об этом в своих предпочтениях. Гештальт не утверждает никаких аксиом – только наблюдает и констатирует. Не секрет, что женщины, которые одеваются очень ярко (масочно) и никогда не выходят из дома без макияжа, как никто иной, нуждаются в защите, постоянной поддержке, высокой оценке и одобрении окружающих.
– ЛЁЛИК, ЭТО ЖЕ НЕ ЭСТЕТИЧНО...
– ЗАТО ДЕШЕВО, НАДЕЖНО И ПРАКТИЧНО!
К-ф «Бриллиантовая рука»
Как бы мужчины ни отзывались о женской логике, она существует и неплохо работает. В большинстве своем, выбирая одежду, женщина мыслит даже чересчур логично, руководствуясь ценой, актуальностью и выкладками, привитыми обществом и родителями. Мама всегда просила меня не сорить деньгами и не покупать того, в чем нельзя появиться там-то и там-то: «Эта вещь требует тщательного ухода и аккуратной носки, а ты такая непрактичная! Куда ты пойдешь в этой блузке? Ты ведь нигде не бываешь, кроме дома и работы!» И несмотря на то, что мы уже давно не делим с мамой ни шкаф, ни даже квартиру, воспитание дает свои плоды.
Полки наших шкафов до сих пор набиты удобными практичными вещами – джинсами и неброским трикотажем на все случаи жизни плюс пара тех самых «рабочих» костюмов и платьев на выход. Но даже если мы дадим себе волю выбрать что-то на свой вкус, то тут же окажется, что мы снова и снова несвободны! Здесь в силу вступают наши комплексы и зависимость от общественного мнения. Ведь есть вещи, которые нам идут, а есть – которые нам нравятся, и мы «умеем» отличать одно от другого! Вместо удовольствия от покупки опять подбираем ее по принципу «с какой целью?» и опять заставляем выполнять какие-то очень нужные, на наш взгляд, функции, на этот раз – эстетические.
– Что это за кофта, если она только подходит к моим глазам? – рассуждает женщина XXI века. – Ведь она должна быть модной, а еще скрывать слишком широкие бедра и хоть немного обозначать грудь!
С таким подходом у нас практически не остается шансов найти «свою» одежду – ту самую, про которую можно сказать «моя любимая». Точно так же, как нельзя полюбить мужчину за то, что он приносит домой деньги, продукты и подает пальто.
Я СТОЮ ДОРОГО… ОСОБЕННО В ОДЕЖДЕ!
Как эта фраза связана с тем, что мы носим? Ведь под одеждой – все голые, а внешняя оболочка – всего лишь форма. Но если вы можете практиковать форму, вам проще достичь сути. Если в своем выборе одежды, вещей, аксессуаров, интерьера, дизайна и многих прочих мелочей сможете постоянно удерживаться от общепринятых мнений, от торжества практического подхода и от давления на самого себя, вы обретете настоящую свободу выбора, а заодно и заново откроете себя.
Можно возразить, что не такое уж большое влияние оказывает на человека его маска. Ведь главный персонаж спрятан под ней, его не видно. Вот именно, его не видно! Снимите с себя все маски до одной – сотрудница, начальник, обворожительная фемина, проворная хозяйка, заботливая мать, любящая жена, и вы вдруг почувствуете себя голой. А ведь все перечисленные функции – это не причина, а следствие того, какая вы на самом деле. Если всю жизнь перекладывать драгоценность из шкатулки в шкатулку, не оставляя времени на то, чтобы подержать ее в ладони, мы перестаем понимать ее красоту и настоящую ценность.
КТО ЭТА ДЕВУШКА В КРАСНОМ?
Приведенный пример не следует воспринимать как рекомендацию или призыв к действию. Мы можем выражать себя и в социально приемлемых формах. Так, например, экстравертам свойственно выражать себя в одежде. Они могут ни с того ни с сего вдруг начать носить ярко-красные вещи, которые выражают агрессивную сексуальность.
– Красные платья нужно покупать с большой осторожностью, – говорила Марлен Дитрих, – да и надеть их можно не так уж часто. Однако я понимаю женщин, рискнувших сделать такую покупку. Ведь мужчины всегда интересуются: «А кто эта девушка в красном платье?»
Можно выбрать одно крупное эксклюзивное украшение, в котором будет сосредоточена яркая индивидуальность обладательницы. Крупно-клетчатая рубашка навыпуск помогает ощутить уют и подчеркивают простоту и неконсервативность. Это первейшее лекарство от узких английских костюмов и лаковой обуви на высоком каблуке.
Способов избавиться от серии вымышленных и навязанных образов великое множество. Главное – правильно задать себе вопрос, чтобы не перепутать отдушину с очередной маской: «Чего я хочу? Чего хочу именно Я?»
Светлана МАКСИМОВА
Комментарии
Настолько... начнем с этого...
Предлагаю начать с разницы между "одевать" и "надевать".
да, да, снимите это немедленно!
Умильно...
(Я бы даже сказал... волнительно...)
Есть такое понятие "сибиризьм"! Именно с мягким знаком. Это как "четверьг", "сентяберь", "покласть", "ножницами с ударением на "а", "положить" с ударением на второе "о". Встретить даму одетую стильно и со вкусом становится все труднее. Посмотрите на наших новосибирских телеведущих - мам дорогая! Кошмар! И этот ужас воспитывает вкус у телезрителей. Многие девицы на каблуках ходить не умеют. Идет такая девица с надменным видом на полусогнутых ногах и кроме как отвращения других чувств не вызывает. Самое страшное в том, что человек на столько самовлюблен, что реальности в зеркале видит.
Глвное "помоднему". Гдавное "хворма". Так, кажется, говорил Голохвастов? Один из способов "избавиться от серии вымышленных и навязанных образов" подходить к своей внешности и фигуре реально, а не "помоднему". Посмотрите журналы мод. Нет, не с Ксюшей Собчак. Не гламур. Не пытайтесь всунуть в лосины попу размером с двойное сидение в автобусе. Это выглядит комично. Одевая миниюбку посмитрите на свои ножки. Може мини не ваше? Одевая шпильки научитесь ходить на них. К сожалению настоящих стилистов крайне мало. Смотрите чаще телепередачу "Снимите это немедленно". Это руководство к действию.