Фото не для проформы
Фото не для проформы
16 апреля в атриуме Академпарка открылась фотовыставка «Родинки на карте». Это проект Агентства регионального маркетинга Новосибирской области, выросший из блога новосибирского фотографа Валерия Кламма, который ведет его с конца 2009 года. Кроме работ Валерия, на выставке представлены снимки его коллег из других регионов, так что проект уже приобрел статус всероссийского.
В центре внимания Валерия Кламма – человек и его эмоции. Важный момент: в жизни его героев нет места агрессии, унынию, беспомощности. Кламм прекрасно владеет одним из сложнейших приемов фотографии – статикой без позирования. Отсутствием динамики на большинстве снимков фотохудожник словно отказывает в динамичности реалиям XXI века. В фотохронике повседневности мастера – Россия сегодняшняя, но не современная. Здесь люди живут, а не торопятся жить, и находят-таки свое счастье – минуя поход в супермаркет. Российская глубинка Кламма – совсем не лубок.
В подтверждение этому и коротенькие, в несколько фраз, рассказы о людях, изображенных на фото. Вот история о том, как ребята из села Александровка Маслянинского района, где есть современный тренажерный зал, ходят в сарай «качать» самодельную штангу, у которой вместо блинов – колеса от трактора. Или зарисовка о детском телевидении в деревне Новый Шарап Ордынского района, где в одной из программ «Тезки о тезках» о знаменитом полководце рассказывает Дима Суворов. А это небольшой фоторепортаж о Лене Тимофеевой из села Тебисское, что в Чановском районе. Лена – инвалид с детства, не имея рук, она вяжет, поет на сцене клуба, недавно вышла замуж. Рядом снимок ее односельчанина на голубятне в окружении птиц, грузного мужчины с изящным птичьим профилем, который бросается в глаза благодаря лишь тени на стене, ставшей огромной от закатного солнца.
Среди персонажей Валерия Кламма – глава сельсовета, любитель полетов на самодельном дельтаплане, палеонтолог-фрилансер, ушедший на вольные хлеба из академической науки, старый дед, заканчивающий валять свой последний валенок, и мальчик, весь в пятнах от зеленки после ветрянки, покупающий мороженое на крохотной железнодорожной станции. Снимок крупным планом – рука тракториста, черная от въевшегося мазута, в упоении сжимает компьютерную мышь.
Всего на выставке больше полусотни работ. По словам Валерия Кламма, устроившего для первых посетителей мини-экскурсию, это лишь малая часть снимков, сделанных за время его поездок по области. Экспозиция «Родинки на карте» объехала уже 15 районов. В августе 2010 года этот передвижной проект стартовал в Сузуне, скоро выставку увидят в райцентре Северное. А в свои первые фотоэкспедиции Кламм начал выезжать десять лет назад, это были поездки на Алтай и в Красноярский край. Мастерству учился у фотохудожника Сергея Максимишина, автора фразы «Россия – самая не снятая страна в мире», работы которого также представлены на выставке.
На церемонии открытия выступил генеральный директор Академпарка Дмитрий Верховод:
– Когда проектировали это здание, предполагалось, что огромный холл первого этажа будет использоваться под разного рода выставки. Рад, что наконец-то это произошло.
После приветственных слов на большом экране холла в режиме слайд-шоу была показана фотосерия Валерия Кламма «Маслята» – о жизни детей в приемных семьях Маслянинского района. На вопрос, не являются ли фотовыставки неким анахронизмом в эпоху развития цифровых технологий, Валерий ответил со снисходительной улыбкой:
– Компьютер дает представление, а фотобумага – эмоции. Не виртуальное искусство вызывает подлинные чувства.
Уже 29 апреля Кламм вылетает в Сидней, где представит «Родинки на карте» на крупном международном фестивале фоторабот «Head on». Из двух сотен участников Валерий – единственный россиянин.
– Жители сибирской глубинки – не экзотика в чистом виде, в этом смысле мне не близка позиция коллег из журнала «Русский репортер», зачастую представляющих негламурных россиян туземцами, – говорит Кламм. – Наша планета – универсальная территория человечности. Я познакомился с проектом уральских студентов, изучающих фотоизображения жителей сельских поселений в Южной Америке, Африке, Азии и России, и понял, что мне со своими снимками пора встраиваться в мировой культурный контекст. Поэтому наши «Родинки на карте» скоро станут международным проектом с чуть измененным названием: «Родинки на глобусе».
Эта идея выглядит многообещающе. Непохожесть укладов городской и деревенской жизни русский фотограф Валерий Кламм показывает легко и ненавязчиво, отчего действительность, существующая вне последних достижений цивилизации, представляется вместе с тем лишенной малейших признаков комплекса неполноценности. Быть может в век торжества компьютерной графики мы уже и забыли, что это такое – жить, не рисуясь.
Юрий ТАТАРЕНКО
Фото предоставлено пресс-службой Академпарка
Комментарии