Физматшкола учит думать
Физматшкола учит думать
Новосибирская область давно входит в «золотую дюжину» по итогам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. В этом году победителей и призеров в регионе было 55 (в 2011-м – 44). Традиционных лидеров, Москву и Питер, новосибирцы оставили позади как по числу участников, так и по количеству победителей и призеров.
Лучшие результаты выступлений на олимпиадах различного уровня, в том числе и международных, из года в год показывают городская гимназия №1, СУНЦ НГУ и лицей №130. О том, как в этих учебных заведениях строят работу с талантливой молодежью, журналистам федеральных и местных СМИ рассказали педагоги, сами дети и их родители. Встречу организовали областное министерство образования, науки и инновационной политики и пресс-служба губернатора и правительства НСО.
Физико-математическая школа, ныне Специализированный учебно-научный центр НГУ, была во многом родоначальницей предметных олимпиад в стране. Полвека назад идею проведения Всесибирской олимпиады предложил Михаил Алексеевич Лаврентьев. По ее итогам в ФМШ стали отбирать талантливых детей, которые в дальнейшем шли учиться в НГУ, а затем пополняли ряды сотрудников СО РАН. Проводить Всероссийскую олимпиаду по некоторым предметам, например, по физике, стали позже, чем «Всесиб». Так что мы стали «законодателями моды».
С такого экскурса в историю начал рассказ директор СУНЦ НГУ Николай Яворский. Он подчеркнул, что хорошее качество подготовки выпускников в первую очередь обеспечивается работой профессорско-преподавательского состава (учителей здесь нет). Из 242 преподавателей почти 35% имеют ученую степень. Знакомясь с наукой не по книжкам, а из первых рук, физматшкольники четко понимают, чем будут заниматься, какое практическое применение могут иметь полученные знания. За 49 лет ФМШ выпустила 14000 учащихся, более 70% из них продолжили образование в НГУ. Сейчас эта цифра постепенно снижается: уровень знаний позволяет новосибирцам уверенно поступать в МФТИ, МГУ, ВШЭ.
Многие выпускники физматшколы становятся успешными и в науке, и в бизнесе. Академик Михаил Эпов, член-корреспондент РАН Василий Пархомчук, бизнесмен Игорь Ким и многие-многие другие из тех, кто приехал из глубинки, получили уникальную путевку в жизнь именно благодаря ФМШ. Сейчас в СУНЦ приходит уже третье поколение – внуки бывших выпускников. И это тоже один из важнейших качественных показателей работы школы.
Николай Иванович отметил, что в учебном заведении не занимаются натаскиванием на олимпиадные задачи – их учат решать. Олимпиада – один из инструментов привлечения внимания детей. Как и в спорте, верхний уровень здесь – профессиональный, где к подготовке привлекается много специалистов. Но когда олимпиада по какому-то предмету превращается в профессию, это не очень хорошо: успешным может стать только разносторонне образованный человек. Главное – научить думать. Если ты победитель олимпиады по одному предмету, по остальным с тебя также начинают спрашивать больше. Поблажек нет.
Журналисты недоумевают: как можно научить думать? Николай Яворский хитро улыбается в пышные усы:
– Наши преподаватели знают, как это сделать. Ставят в ситуацию, где ученик должен найти выход в ограниченное время. И он начинает быстро соображать. Научившись решать не решаемые задачи, выпускник не будет пасовать ни перед какими проблемами. Это важно и в бизнесе. Кроме того, ребята много занимаются самостоятельно. Близость НГУ позволяет вести исследования, работать в лабораториях. Наши ученики уверенно выступают на Международных научных студенческих конференциях (МНСК), которые каждый год проходят в университете.
Профессор биологии Ольга Валентиновна Саблина, присутствовавшая на встрече, отметила: одаренные школьники – те, у кого есть интерес. Его в детстве легко задавить, но большинству из тех, кто пришел в физматшколу, с родителями повезло.
Еще одна величайшая ошибка в воспитании – то, что ребенка не приучают к самостоятельности. Здесь и это преодолимо: дети живут в условиях интерната. Учатся все делать сами, в том числе и принимать решения. Приходят они в СУНЦ после 9-10 класса порой с налетом звездности, но он быстро слетает: это в обычной школе ты один был одаренный, а тут – все такие.
– Не станет ли потом проблемой в жизни «заповедность» ФМШ? – поинтересовался московский журналист. – Поднялся сейчас в музей, а там народ на перемене читает книжки, играет в шахматы. В какой еще школе такое можно увидеть?
На вопрос ответили уже сами школьники. Максим Роговой, Артем Кущенко, Николай Ткаченко, Владислав Кузин, победители и призеры олимпиад по разным предметам, под прицелом фотокамер и любопытных глаз, кажется, ничуть не волновались.
– Наоборот, в этой среде мы учимся общаться, можем в любое время обратиться к преподавателям или к своим друзьям, обсудить какие-то задачи, – уверен Николай. – Кроме того, у нас уже сейчас есть физическая возможность подключиться к науке. Те, кто работают в институтах и ведут у нас уроки, говорят, что тоже в плюсе – они приходят сюда за незамыленностью взглядов.
Кому-то из ребят учиться год, кому-то – два. Одни еще размышляют о выборе жизненного пути, другие уже определили приоритеты.
– Собираюсь поступить в НГУ, а потом заняться прикладной наукой, – делится планами Максим.
«Монетизацию знаний» поддерживает и Николай:
– Я тоже хотел бы заняться бизнесом, смежным с наукой. Ученые сейчас не очень хорошо зарабатывают, а мужчина должен и себя прокормить, и семью обеспечить.
Благодаря оптимальному сочетанию традиций российского образования и свежих идей в физматшколе рождаются не только победители предметных олимпиад. Здесь формируются всесторонне развитые личности.
Татьяна ОСИПОВА
Комментарии
Директор института системный интеграции и безопасности ТУСУР
Лауреат премии Правительства Российской Федерации
Д.т.н., профессор Александр Шелупанов
Выпускник ФМШ 1971 года