• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 20:03 воскресенье, 24 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 3 балла
    24.11.2024
    USD: 102.58
    EUR: 107.43
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Физматшкола учит думать

    Физматшкола учит думать

    Физматшкола учит думать

    Новосибирская область давно входит в «золотую дюжину» по итогам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. В этом году победителей и призеров в регионе было 55 (в 2011-м – 44). Традиционных лидеров, Москву и Питер, новосибирцы оставили позади как по числу участников, так и по количеству победителей и призеров.

    Лучшие результаты выступлений на олимпиадах различного уровня, в том числе и международных, из года в год показывают городская гимназия №1, СУНЦ НГУ и лицей №130. О том, как в этих учебных заведениях строят работу с талантливой молодежью, журналистам федеральных и местных СМИ рассказали педагоги, сами дети и их родители. Встречу организовали областное министерство образования, науки и инновационной политики и пресс-служба губернатора и правительства НСО.

    Физико-математическая школа, ныне Специализированный учебно-научный центр НГУ, была во многом родоначальницей предметных олимпиад в стране. Полвека назад идею проведения Всесибирской олимпиады предложил Михаил Алексеевич Лаврентьев. По ее итогам в ФМШ стали отбирать талантливых детей, которые в дальнейшем шли учиться в НГУ, а затем пополняли ряды сотрудников СО РАН. Проводить Всероссийскую олимпиаду по некоторым предметам, например, по физике, стали позже, чем «Всесиб». Так что мы стали «законодателями моды».

    С такого экскурса в историю начал рассказ директор СУНЦ НГУ Николай Яворский. Он подчеркнул, что хорошее качество подготовки выпускников в первую очередь обеспечивается работой профессорско-преподавательского состава (учителей здесь нет). Из 242 преподавателей почти 35% имеют ученую степень. Знакомясь с наукой не по книжкам, а из первых рук, физматшкольники четко понимают, чем будут заниматься, какое практическое применение могут иметь полученные знания. За 49 лет ФМШ выпустила 14000 учащихся, более 70% из них продолжили образование в НГУ. Сейчас эта цифра постепенно снижается: уровень знаний позволяет новосибирцам уверенно поступать в МФТИ, МГУ, ВШЭ.

    Многие выпускники физматшколы становятся успешными и в науке, и в бизнесе. Академик Михаил Эпов, член-корреспондент РАН Василий Пархомчук, бизнесмен Игорь Ким и многие-многие другие из тех, кто приехал из глубинки, получили уникальную путевку в жизнь именно благодаря ФМШ. Сейчас в СУНЦ приходит уже третье поколение – внуки бывших выпускников. И это тоже один из важнейших качественных показателей работы школы.

    Николай Иванович отметил, что в учебном заведении не занимаются натаскиванием на олимпиадные задачи – их учат решать. Олимпиада – один из инструментов привлечения внимания детей. Как и в спорте, верхний уровень здесь – профессиональный, где к подготовке привлекается много специалистов. Но когда олимпиада по какому-то предмету превращается в профессию, это не очень хорошо: успешным может стать только разносторонне образованный человек. Главное – научить думать. Если ты победитель олимпиады по одному предмету, по остальным с тебя также начинают спрашивать больше. Поблажек нет.

    Журналисты недоумевают: как можно научить думать? Николай Яворский хитро улыбается в пышные усы:

    – Наши преподаватели знают, как это сделать. Ставят в ситуацию, где ученик должен найти выход в ограниченное время. И он начинает быстро соображать. Научившись решать не решаемые задачи, выпускник не будет пасовать ни перед какими проблемами. Это важно и в бизнесе. Кроме того, ребята много занимаются самостоятельно. Близость НГУ позволяет вести исследования, работать в лабораториях. Наши ученики уверенно выступают на Международных научных студенческих конференциях (МНСК), которые каждый год проходят в университете.

    Профессор биологии Ольга Валентиновна Саблина, присутствовавшая на встрече, отметила: одаренные школьники – те, у кого есть интерес. Его в детстве легко задавить, но большинству из тех, кто пришел в физматшколу, с родителями повезло.

    Еще одна величайшая ошибка в воспитании – то, что ребенка не приучают к самостоятельности. Здесь и это преодолимо: дети живут в условиях интерната. Учатся все делать сами, в том числе и принимать решения. Приходят они в СУНЦ после 9-10 класса порой с налетом звездности, но он быстро слетает: это в обычной школе ты один был одаренный, а тут – все такие.

    – Не станет ли потом проблемой в жизни «заповедность» ФМШ? – поинтересовался московский журналист. – Поднялся сейчас в музей, а там народ на перемене читает книжки, играет в шахматы. В какой еще школе такое можно увидеть?

    На вопрос ответили уже сами школьники. Максим Роговой, Артем Кущенко, Николай Ткаченко, Владислав Кузин, победители и призеры олимпиад по разным предметам, под прицелом фотокамер и любопытных глаз, кажется, ничуть не волновались.

    – Наоборот, в этой среде мы учимся общаться, можем в любое время обратиться к преподавателям или к своим друзьям, обсудить какие-то задачи, – уверен Николай. – Кроме того, у нас уже сейчас есть физическая возможность подключиться к науке. Те, кто работают в институтах и ведут у нас уроки, говорят, что тоже в плюсе – они приходят сюда за незамыленностью взглядов.

    Кому-то из ребят учиться год, кому-то – два. Одни еще размышляют о выборе жизненного пути, другие уже определили приоритеты.

    – Собираюсь поступить в НГУ, а потом заняться прикладной наукой, – делится планами Максим.

    «Монетизацию знаний» поддерживает и Николай:

    – Я тоже хотел бы заняться бизнесом, смежным с наукой. Ученые сейчас не очень хорошо зарабатывают, а мужчина должен и себя прокормить, и семью обеспечить.

    Благодаря оптимальному сочетанию традиций российского образования и свежих идей в физматшколе рождаются не только победители предметных олимпиад. Здесь формируются всесторонне развитые личности.

    Татьяна ОСИПОВА

    27.11.2012, 19:22 ЛОКОТЬ
    ФМШ - СИТО РАБОЧИХ ЛОШАДОК ДЛЯ СО РАН. ДЛЯ ЧИНОВНИКОВ И ИХ "УСПЕШНЫХ" ДЕТЕЙ СУЩЕСТВУЕТ КЕМБРИДЖ , ОКСФОРД И ЕЖЕ С НИМИ УНИВЕРСИТЕТЫ ИЗ ПЕРВЫХ СТРОК М\У РЕЙТИНГОВ. УСПЕХ И ФМШ АБСОЛЮТНО НЕ СВЯЗАННЫЕ ВЕЩИ. ЛАВРЕНТЬЕВ СЧИТАЛ ПО ДРУГОМУ, НО К СОЖАЛЕНИЮ ТО, ЧТО БЫЛО ПРИ НЕМ УЖЕ НЕ ВЕРНУТЬ, СОЦИАЛЬНЫЕ ЛИФТЫ СЛОМАНЫ НА ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ! :(
    27.11.2012, 17:03 Shelupanovpp
    Да . Абсолютно согласен с автором - ФМШ учит думать и принимать решения. Независимо по - какому поводу. Даже , если ФМШонок не стал выдающимся ученым он зачастую становится весьма квалифицированных и успешным человеком. И это заслуга школы.

    Директор института системный интеграции и безопасности ТУСУР
    Лауреат премии Правительства Российской Федерации
    Д.т.н., профессор Александр Шелупанов
    Выпускник ФМШ 1971 года

    Другие статьи на тему

    Человек и общество
    О незабвенной Замире
    271 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Корпус поточных аудиторий
    239 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество / Уроки безопасности
    Внимание: тонкий лёд!
    234 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Весело и безопасно
    249 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Вместо депутатов-иноагентов
    291 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Главный в минздраве
    232 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24

    Популярное