ФГУП «УЭВ» становится ближе
ФГУП «УЭВ» становится ближе
В этом году необычайно сложным выдался переход от зимы к лету для ресурсоснабжающей организации правобережья Советского района. Горячая вода то пропадала вовсе, то была чуть выше комнатной температуры. С вопросами, поступившими от читателей «Навигатора», наш корреспондент обратился к главному инженеру федерального государственного унитарного предприятия «Управление энергетики и водоснабжения» Анатолию ОЛЕЙНИКОВУ.
– Анатолий Анатольевич, один из вопросов, волновавших жителей в эту затяжную весну: непонятно, почему плановый ремонт надо начинать в такое весьма холодное время. Можно ли отключать горячую воду позже, например, в июле?
– Регламент окончания отопительного сезона устанавливается не нами. Мэр города с подачи специализированной комиссии подписывает соответствующее постановление по Новосибирску в целом, ресурсоснабжающие организации должны его исполнить и приступить к ремонтному циклу. Сроки определены технологией: надо успеть сделать ремонт сетей и провести их испытания. В этом году и так из-за температурных коллизий отопление отключили позже, чем в 2017-м. Но до бесконечности отодвигать срок гидравлических испытаний и ремонтов сетей и оборудования нельзя. Важно успеть выполнить плановые работы качественно и в срок, дабы в осенне-зимний период не было проблем.
Ни для кого не секрет, что инженерные сети в Советском районе (да и вообще в Новосибирске) достаточно старые и требуют обновления, замены, что в условиях сегодняшнего дня трудновыполнимая задача, требующая серьёзных финансовых средств. Без целевой программы обновления инфраструктуры, поддержки государства и инвестиций со стороны застройщиков, собственников производств, бизнеса с этой задачей не справиться. И пока обозначаются контуры такой программы и созревает понимание проблемы обновления сетей, ФГУП «УЭВ» обеспечивает устойчивую работу системы теплоснабжения и горячего водоснабжения путём своевременного и качественного ремонта.
Как раз сегодня, 20 июня, проводятся гидравлические испытания при повышенном давлении подающего трубопровода (на подаче). Надеемся на то, что слабых мест (порывов) будет не так много. В любом случае их ликвидируем. Трубопровод будет отремонтирован и подготовлен к повторным осенним испытаниям. Мы же постараемся минимизировать неудобства потребителей, связанные с необходимым ремонтом сетей.
– Жители готовы с пониманием относиться к некоторым неудобствам. Но почему не предупреждают об отключении горячей воды заранее?
– Это не так. Мы в обязательном порядке предупреждаем об ограничениях водоснабжения управляющие компании, ТСЖ, институты и предприятия, школы и больницы, учреждения и иных потребителей – всех тех, с кем заключены договоры на подачу тепла и горячей воды. Очевидно, не всегда доводится наша информация до отдельных граждан руководителями и ответственными лицами этих управляющих компаний, товариществ и других структур. Чтобы впредь исключить такие факты, нами принято решение о размещении уведомлений на сайте предприятия.
Теперь о сроках ограничения горячего водоснабжения, указанного в уведомлении. Срок ограничения регламентирован и не может превышать 14 дней. Мы даём уведомления с указанием нормативного срока или ниже и стараемся уложиться в указанный период, полагая, что испытания пройдут в штатном режиме. К сожалению, не всегда это получается, и в этот раз в конце мая на ряде направлений теплосетей произошли серьёзные аварии, что повлекло за собой увеличение сроков ограничения. Надеюсь, что наши потребители относятся с пониманием к такого рода сбоям. Авария по определению непредсказуема. Бывают и непредвиденные обстоятельства.
В правобережье Советского района открытая система теплоснабжения – и это тоже сказывается, особенно на горячем водоснабжении в летнее время, когда водоразбор низкий.
По завершении отопительного сезона мы сначала испытываем обратный трубопровод (обратной подачи), а затем уже подающий (прямой подачи). Если случается авария на подающем, то стараемся перевести сектор сетей с аварийным участком на обратный трубопровод и наоборот, чтобы людей лишний раз не оставлять без горячей воды. Однако не всегда сотрудники управляющих компаний выполняют своевременно требования диспетчеров ФГУП «УЭВ», приходится какое-то время урегулировать данные неувязки. Да и сами переключения занимают до нескольких часов. Нужна совместная и тесная работа с эксплуатирующими организациями. Она в принципе есть. Но... Исключения всё же имеются, и это сказывается не лучшим образом на качестве обеспечения ресурсом отдельных абонентов.
– Много нареканий на то, что вода в период испытаний была чуть тёплая.
– Когда мы переходим с одного трубопровода на другой, требуется время на заполнение пустой системы. Часть тепла уходит на согревание холодных труб. Это как раз минус открытой системы теплоснабжения: пока воду не спустят, она не станет горячей. Только после этого температура приходит в норму. Балансирование системы, устранение недочётов, развоздушивание обычно продолжаются от одного до трёх дней, а до кого-то, к сожалению, горячая вода нормативной температуры может дойти и того позже. Этим летом были сложности. И мы приносим за них отдельным потребителям свои извинения. Управляющим компаниям предложено пересчитать платежи в сторону уменьшения, если в том или ином секторе Советского района и других районов, где мы являемся поставщиками горячей воды, были сбои с обеспечением. В этом вопросе должна быть справедливость.
Наше предприятие не заинтересовано в том, чтобы не подавать воду или теплоноситель: мы существуем на те средства, которые перечисляет потребитель. Чем качественнее будут наши услуги и больше их объём, тем устойчивее экономика нашего предприятия. Для нас самих беда, когда случается какой-то казус или авария.
– Поставщик газа «Межрегионгаз Новосибирск» в мае объявил, что у ФГУП «УЭВ» долг за поставленное топливо более 300 миллионов рублей…
– Это ещё один фактор, из-за которого усугубилась ситуация с горячим водоснабжением. Поставщик ввёл ограничение по подаче газа, топлива не хватало для подогрева воды до необходимых параметров. Неделя ушла на то, чтобы урегулировать вопрос по снятию ограничения. Сегодня ФГУП «УЭВ» получает газ в полном объёме.
Сложности возникли потому, что наше предприятие не успевает рассчитываться с Межрегионгазом. 300 миллионов рублей – это фактически дебиторская задолженность потребителей перед ФГУП «УЭВ». Еженедельно проходит дебиторская комиссия, на которую мы приглашаем должников, ведём с ними индивидуальную работу, но эта работа идёт с переменным успехом. Вместо одних должников появляются другие. Эта задолженность не возникла за два дня – она складывалась годами.
– Кто в числе основных должников?
– Ряд предприятий бюджетной сферы, оборонного комплекса. Не перечисляет вовремя деньги часть управляющих организаций ЖКХ. Из-за этого предприятие находится в очень сложной ситуации. Система такова, что потребители рассчитываются за тепло по 1/12 или по 1/9, то есть полностью за зимний период они ещё не заплатили. А нам газовики предъявляют к оплате весь потребленный объём ресурса, к тому же выставляют пени, штрафы, неустойки. Это выгодно – зарабатывать на обстоятельствах, подготовленных заранее. Многомилионные штрафы к ФГУП «УЭВ» – клондайк для ООО «Межрегионгаз Новосибирск» и порождение новых искусственных проблем в системе теплоснабжения. Это не восстановленные сети, это не закупленное оборудование, это обрушение всего и вся. Будем надеяться, что рано или поздно это поймут.
– Почему не платят юрлица, а страдают при этом жители, не имеющие долгов?
– Конечно, жители тут ни при чём. И поэтому ФГУП «УЭВ», несмотря на давление обстоятельств, готовит сети к осеннее-зимнему периоду, чтобы жители нашего района не беспокоились по поводу того, будут ли у них в домах тепло и горячая вода. Это самое главное. Руководство области, города, администрация района с пониманием относится к создавшейся ситуации и по мере сил старается помочь, но даже они не в силах... Надеемся, в дальнейшем ситуация изменится.
– Вырастут ли тарифы на коммунальные ресурсы с 1 июля?
– Департамент по тарифам Новосибирской области утвердил рост в среднем на 3%. Тариф на горячую воду увеличится с 97,46 до 100,38 рубля за кубический метр, на тепловую энергию – с 1262,53 до 1300,4 рубля за гигакалорию. Горводоканал, холодную воду которого мы поставляем, увеличивает стоимость кубического метра с 17,16 до 17,68 рубля. Услуга водоотведения у Горводоканала подорожала на 40 копеек за кубометр и составит 13,57 рубля, а по МУП «КБУ» (жилой район Кирово) рост с 28,24 до 29,08 рубля за кубометр.
Не буду скрывать и такой аспект: рост тарифов на газ идёт опережающими темпами по сравнению с ростом тарифов на оказываемые нами услуги и составит 3,5%. А на материалы, которые необходимы для ремонта, цены растут вообще в разы. Предприятию же из тех денег, которые оно получает, нужно выплачивать и налоги, и заработную плату, и вкладываться в ремонт сетей. Конечно, это «тришкин кафтан».
Нужно волевое решение руководства страны: если принимается решение об индексе платы граждан, государство должно взять на себя ответственность и компенсировать ресурсным компаниям разницу, обеспечивающую это индекс платы. В ситуации острой нехватки средств не одно наше предприятие должно Газпрому – должны все и по всей стране. Только у Газпрома прибыль, а у всех остальных – убытки. Мне кажется, надо высшей власти нашей задуматься над этим.
– Где же выход?
– Выходы есть. Они разные. К примеру, сейчас разрабатывается программа «Академгородок 2.0» по дальнейшему развитию Новосибирского научного центра. Руководство ФГУП «УЭВ» предлагает включить в неё один из важнейших вопросов коммунальной сферы – замену открытой системы теплоснабжения на закрытую, обновление магистральных сетей. Без этого невозможно обеспечить комфортное проживание и надёжное обеспечение институтов теплом и водой. Мы со своей стороны тоже работаем на перспективу. По инвестиционной программе устанавливается новый котёл на тепловой станции №2, чтобы был резерв мощности по теплу. Надеемся, что подстанцию «Академическая-2», когда запустят, передадут в ведение именно УЭВ как самой профессиональной организации района. Наше предприятие уникально. Оно отвечает за теплоснабжение, подачу газа, обеспечение горячей и холодной водой, водоотведение. Здесь весь комплекс услуг, и это удобно, с одной стороны. С другой – мы можем более оперативно решать вопросы по всем направлениям, так как у нас универсальные специалисты. Сложности есть, но мы работаем над тем, чтобы их преодолеть.
– На предприятии большой коллектив?
– Около тысячи сотрудников. У нас формируется новая команда. Пришли специалисты, нацеленные на то, чтобы стабилизировать работу. Много грамотных руководителей среднего звена, опытных специалистов, хорошо знающих город, особенности предприятия. Наши сотрудники понимают, что Академгородок – особый район, здесь свой определённый статус, уникальная атмосфера и экология. Стараемся, чтобы работа наша была незаметной, бережно подходить к делу с учётом нюансов и с уважением – к жителям. Иногда, конечно, приходится и асфальт вскрывать, и разочаровываться, и раскапывать. Но оптимизма не теряем – это жизнь.
– Что хотели бы сказать, подводя итог нашей беседы?
– Ещё раз хочу извиниться перед всеми за возникшие и возникающие сбои и неудобства. Мы очень любим Советский район и его уникальных жителей. Если будут какие-то вопросы, я готов общаться с жителями района, с руководителями управляющих компаний, выезжать на встречи. Мы открыты для диалога. Можно звонить мне по прямому телефону 326-98-03.
Беседовала Татьяна ОСИПОВА
Комментарии