Фантастический месяц в Сочи
Фантастический месяц в Сочи
Завершились XXII зимние Олимпийские игры. На церемонии закрытия звучало немало добрых слов в адрес волонтеров. Из 180 тысяч желающих в команду добровольных помощников на Играх были отобраны 25 тысяч человек. В число счастливчиков попал и студент 2-го курса механико-математического факультета НГУ Вадим ПРОТЧЕНКОВ. Он поделился впечатлениями с «Навигатором».
Не в деньгах счастье!
– Не удивлен, что вклад волонтеров высоко оценили и Томас Бах, президент Международного Олимпийского комитета, и Дмитрий Чернышенко, президент оргкомитета «Сочи-2014». Если бы функции, которые выполняли добровольцы, отдали людям, пусть профессионалам, но работающим за деньги, такого невероятного позитива, огромного желания помогать всем участникам и зрителям, мне кажется, достичь не удалось бы. Волонтеры сопровождали делегации, работали с прессой, распределяли потоки пассажиров, готовили трассы и следили за ними: вскапывали склоны, ставили маты безопасности, натягивали сетки-границы… У добровольцев была масса обязанностей, и они их старательно выполняли.
Дорогу в Сочи и обратно кому-то оплачивал волонтерский центр, что было сложно пробить, кому-то помогали вузы. У нас в НГУ отобрали человек 10-11, университет остался к нам равнодушен, так что добирались за свой счет. Недешево, но этот месяц того стоил!
В числе спортивных волонтеров меня распределили в экстрим-парк «Роза Хутор», это недалеко от Красной Поляны. Там выступали сноубордисты и фристайлеры. По тестовым соревнованиям, которые проходили в 2013 году, я знал этот объект и мечтал туда попасть. Нашей задачей было помогать спортсменам, устранять любые непредвиденные ситуации. В зоне финиша находились специальные помещения (вакс-кабины), в которых сервисмены готовили лыжи и сноуборды. Мы с друзьями были там администраторами: принимали оборудование, показывали логистам, куда его заносить, по ночам управляли службой клининга – где и что прибрать. Ну и в целом решали все бытовые вопросы, возникавшие у атлетов и их сервисменов. Самым серьезным ЧП, пожалуй, было отключение света в кабине у сборной Германии накануне стартов: вышли из строя «утюжки» для нанесения мази, пришлось экстренно это разруливать.
Другие волонтеры завидовали, что у нас «свои» помещения: в вакс-кабинах можно было переодеться, отдохнуть. Мы сутками не появлялись в волонтерской деревне – хотелось использовать время по максимуму! Спали по 3-4 часа, иногда там же, в кабинах. После смены, когда заканчивались соревнования, катались на сноубордах. Правда, не по олимпийским, а по техническим трассам. Но они тоже классные! Уровень катания становился выше с каждым днем. Как и уровень знания английского. Общаться ведь приходилось много!
В гуще событий
Чем еще необыкновенно хороша наша функция – во время соревнований можно было находиться в зоне финиша. Стоишь себе, спокойно пьешь колу, рядом обсуждает заезд сборная Британии, поздравляют друг друга после удачного прыжка австралийцы или спорят сервисмены каких-нибудь двух стран. Это так круто!
Новосибирский сноубордист Алексей Соболев расписался на моем борде – безумно жаль, что автограф постепенно стерся! Соболев, кстати, отличный парень, очень простой. Слоупстайл, в котором выступал наш земляк, – очень зрелищный вид спорта. Стадион охал, когда кто-то падал, взрывался овациями при удачных трюках. Тепло поддерживали всех спортсменов, независимо от страны.
В самом начале Игр запомнился финал могула (спуск по бугристому склону плюс два прыжка с трамплина). От нашей страны было три участника. Сначала мы с друзьями встали у самого финиша, но потом поднялись на трибуны – болеть лучше вместе. Все места забиты, эмоции зашкаливают! Сорвал голос, но долгожданная бронза Александра Смышляева – это супер! Кстати, для России первая в истории!
В Сочи атмосфера была такая, что словами не передать. Запросто общались со спортсменами, с тренерами – все были доброжелательны, открыты. Близость к чемпионам, возможность поговорить с ними, сфотографироваться наполняла особым духом: раз они добились потрясающих результатов, значит, и я смогу. Это удивительный заряд!
Хотелось посмотреть все олимпийские объекты. Сначала удалось достать бесплатные билеты в прибрежный кластер на соревнования конькобежцев. И там – невероятно! – прямо у меня за спиной сидела мужская сборная Канады по хоккею. Мы сфотографировались с капитаном Сидни Кросби! Он сказал, что в финале сыграет с Россией. Не вышло...
Кстати, на мужской хоккей мне попасть не удалось. Зато на женском матче на ледовой арене «Шайба» побывал. Между прочим, тоже интересно смотреть, хотя до Олимпиады я в таком исполнении хоккей не воспринимал. И, конечно, мечта была посмотреть биатлон на «Лауре». Повезло оказаться там в тот день, когда наши женщины взяли серебро в эстафете. Тысячи людей кричали, переживали – шквал эмоций не передать!
Немного о быте
Прилетел я в Сочи 25 января. Группу встретили, показали город, распределили по функциям. Праздником стало получение форменной одежды. Ее не просто выдавали – каждому подбирали по росту, размеру. Горнолыжный костюм, куртка, три футболки, шапка, кепка, две сумки – большая и маленькая. Все такое яркое, красивое. Я с удовольствием и с гордостью носил форму. Но на Олимпиаде она никого не удивляла. А вот когда в Академгородке вышел на улицу, прохожие оборачивались!
Жили мы в десяти минутах езды от олимпийского парка, в волонтерской деревне «Весёлое». Это три новых 9-10-этажки с квартирами, которые после Олимпиады продадут обычным сочинцам. Разместили нас в «трешке», по трое в комнате. Рядом с домами соорудили шатер. Он служил и столовой, и местом общения. Большие телевизоры не выключались, журналисты постоянно рассказывали о событиях и спортсменах.
Кормили нас вкусно и сытно: борщ, плов, гречка с мясом. Никто не голодал, это точно. И вообще жутики про Олимпиаду, которые всплывали в Интернете, – заказуха или просто чья-то глупость, злость. Проплаченные негативные материалы сразу было видно, потому что от тех, кто приехал в Сочи, я не слышал ни одного плохого слова. Тренеры, спортсмены – все с восторгом говорили, что условия близки к идеальным.
Погода была разной: то солнышко, тепло и ни ветерка, а то горы густым облаком накрывает туман. Или начинается снег, дождь. Но все равно там уже весна, нереально красиво! В кайф было просто выбраться в город погулять. Съездили в знаменитый дендрарий. Настоящие пальмы, фикусы, лианы – такого разнообразия флоры нигде не видел!
Многие спрашивают, что больше всего запомнилось. Невозможно выделить какое-то одно событие. Вся Олимпиада из множества ярких деталей сливается в общую удивительную картину. Попасть на церемонию закрытия было почти нереально, к тому же я переживал из-за пропущенных занятий, поэтому обратный билет купил на 23 февраля. И даже лучше, что смотрел закрытие дома: смог оценить всё со стороны. И попрощаться с тем, что стало до боли знакомым: это видел, там был, с тем парнем фотографировался, там катался… Почти месяц счастья, отрыва, веселья. Новые друзья, впечатления, знания, совершенствование английского – такого опыта не получишь нигде!
Думаю, после Олимпиады многие испытали гордость за свою страну. Мы умеем выполнять обещания, каких бы сил это ни требовало. За семь лет построили новый город, завоевали максимум медалей. То, что после Игр отношение к стране значительно улучшилось, нельзя не почувствовать. Мне кажется, теперь начнется какой-то новый этап в развитии России.
Записала Татьяна ОСИПОВА
Фото предоставил В. Протченков
Комментарии
Ринчин, а твой брат случайно не Эрдэм?)
Кирилл, сейчас учусь, больше делать ничего не остается.
А так, обратно конечно хочется.