«Дом там, где математика»
«Дом там, где математика»
Новосибирские школьники победили на престижных Всероссийских математических соревнованиях, проходивших с 18 по 24 февраля в Кирове. Первое место в высшей лиге среди юниоров заняла команда семиклассников «Новосибирск-7» в составе Дмитрия Беликова и Полины Долговой (гимназия №6), Святослава Новикова (гимназия №3), Маргариты Хван (гимназия №1), Яны Зенковой (школа №10, Куйбышев), Константина Хадаева (гимназия №9).
Победа – заслуга не одного человека. Говоря математическим языком, слагаемых в ней несколько: речь идет не только о природной одаренности, но и о семейном воспитании, особом подходе школьных педагогов и дополнительной подготовке.
С одним из участников новосибирской команды, учащимся 7-го класса гимназии №3 Святославом Новиковым я встретилась в кабинете информатики. Мальчик увлеченно читал книгу Алекса Экслера «Создание и раскрутка сайтов в Интернете»:
– Увлекаюсь не только математикой, но и программированием, – объясняет Слава. – Лучше всего знаю язык «Паскаль», немного – «СИ».
– Расскажи о прошедших математических соревнованиях: трудные ли были задачи?
– Конечно, но все они интересные и яркие. И все-таки решались! Нам удалось наладить работу в команде: одни участники занимались алгебраическими задачами, другие – геометрическими. Каждый был в чем-то более силен.
– Из каких этапов состоял турнир?
– В первый же день прошла командная олимпиада («Новосибирск-7», набрав 38 баллов, занял 1 место в высшей лиге – прим. авт.) и личный турнир. Потом четыре дня продолжались соревнования с командами из других городов. Мы решали предложенные задачи, вызывали на «математический бой» соперников: одна команда рассказывала решение, другая – выступала в качестве оппонента. Был еще один выходной день…
– Как вы его использовали?
– Ходили на экскурсии по городу, да и просто отдыхали, играли в настольные игры. Когда вернулся из Кирова – совсем не устал, и даже придумал фразу «Мой дом там, где математика».
Кроме сына, математиков в этой семье нет. Папа – врач, а мама – преподаватель английского. К слову, Святослав побеждает в олимпиадах не только по математическим дисциплинам, но и по русскому и английскому языкам.
– Математические способности Славы мы обнаружили, когда ему исполнилось три года, – рассказывает мама. – Уже в этом возрасте он с легкостью запоминал трехзначные числа и мог разместить их в порядке убывания или возрастания.
Раньше семья жила в Бердске. Знакомые, удивляясь талантам мальчика, советовали подобрать ему школу в Академгородке. Новиковы переехали, Слава стал первоклассником гимназии №3.
– Здесь работают замечательные педагоги, – продолжает мама Анжелика Анатольевна. – Нам повезло с учителем начальной школы. Уже во втором классе сын занял первое место в международной математической игре «Кенгуру». В четвертом – выиграл районную олимпиаду по математике и стал призером в городской. Дальше, начиная с 5-го класса, участвовал во всех олимпиадах. Одним их самых запоминающихся событий стал международный математический турнир, где Слава получил диплом победителя.
– Не мешают ли дополнительные занятия основной учебе?
– В школе нам идут навстречу. Если уходим с каких-то уроков на дополнительные занятия, нам разрешают их посетить с другим классом. «Ничего страшного – догонит», – успокаивают учителя. А занятий много. Святослав с детства увлечен шахматами. В школе обнаружили способности к программированию. В последнее время появился интерес к биологии: задает папе много вопросов, касающихся медицины. Любит физику… А ведь еще химии не было!
Дополнительные занятия, о которых рассказывает мама Святослава, проводятся Центром дополнительного образования детей «ДИО-ГЕН». Там и подготовили команду к турниру молодые педагоги Всеволод Губарев и Михаил Атучин – сами призеры и победители всевозможных олимпиад.
– Как научить ребенка математике? – задаю вопрос директору Центра «ДИО-ГЕН» к. ф.-м.н. Галине Куклиной.
– Нужно показать красоту и прозрачность этой науки, – уверена Галина Яковлевна. – Основная проблема, с которой сталкиваются дети – страх перед математикой. Иногда простые вещи объясняются таким сложным языком, что пропадает всякое желание вникать в тему. Только когда у ребенка существует доверие к предмету, он начинает решать задачи с радостью.
Для занятий со способными детьми необходимо высочайшее педагогическое мастерство. Такой ученик может заскучать на уроке, если не подогревать его интерес. Поэтому процесс учебы должен быть не рутиной, а совместным творчеством педагога и детей. Своими секретами делится учитель математики гимназии № 3 Олеся Савченко:
– Как правило, к каждому уроку для Славы Новикова готовлю особые задания – пишу их на отдельной карточке. Или предлагаю ему объяснить одноклассникам теоремы и задачи, и дети отлично его понимают.
Юлия КАРПЕНКО
Комментарий психолога Анны Бердниковой:
– Одаренные дети обладают сформированным познавательным интересом. Им любопытен окружающий мир в самых разных его проявлениях. Такой ребенок стремится завершить начатое дело: он создает новое, меняет привычное, формирует другой взгляд на обыденное. Ему свойственно критичное отношение к результатам своей работы, умение ставить сверхтрудные задачи, стремление к достижению высокой планки. Одаренный ребенок – увлекающаяся натура: когда он решает поставленную задачу, завершает подготовленный эксперимент, он не замечает ничего вокруг – столь высока степень концентрации.
Одаренным детям приходится довольно трудно в школе, особенно если им не повезет попасть в специализированный класс. Не менее тяжело учителю, на занятия к которому приходит такой ребенок. Представьте, каково, например, литератору, на уроке которого ребенок регулярно под партой решает задачи по математике? Нелегко убедить, а не заставить заняться русским языком школьника, который мало что, кроме цифр, видит вокруг себя. «У вас, Пушкин, всё в моем классе кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите свои стихи», – сказал будущему поэту его лицейский математик Карцов, и такое решение тоже требует от учителя мужества.
Способности могут проявиться буквально с первых месяцев жизни. Для родителя важно не распознать в этот момент что-то конкретное, но поддержать малыша в его исследовательских начинаниях. Это может быть искренний интерес к тому, что увлекает ребенка, организация для него развивающей среды. В таком случае практически любой малыш имеет шанс вырасти одаренным в какой-либо области.
Комментарии