• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 17:20 пятница, 22 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 6 баллов
    22.11.2024
    USD: 100.68
    EUR: 106.08
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • «Дом там, где математика»

    «Дом там, где математика»

    «Дом там, где математика»

    Новосибирские школьники победили на престижных Всероссийских математических соревнованиях, проходивших с 18 по 24 февраля в Кирове. Первое место в высшей лиге среди юниоров заняла команда семиклассников «Новосибирск-7» в составе Дмитрия Беликова и Полины Долговой (гимназия №6), Святослава Новикова (гимназия №3), Маргариты Хван (гимназия №1), Яны Зенковой (школа №10, Куйбышев), Константина Хадаева (гимназия №9).

    Победа – заслуга не одного человека. Говоря математическим языком, слагаемых в ней несколько: речь идет не только о природной одаренности, но и о семейном воспитании, особом подходе школьных педагогов и дополнительной подготовке.

    С одним из участников новосибирской команды, учащимся 7-го класса гимназии №3 Святославом Новиковым я встретилась в кабинете информатики. Мальчик увлеченно читал книгу Алекса Экслера «Создание и раскрутка сайтов в Интернете»:

    – Увлекаюсь не только математикой, но и программированием, – объясняет Слава. – Лучше всего знаю язык «Паскаль», немного – «СИ».

    – Расскажи о прошедших математических соревнованиях: трудные ли были задачи?

    – Конечно, но все они интересные и яркие. И все-таки решались! Нам удалось наладить работу в команде: одни участники занимались алгебраическими задачами, другие – геометрическими. Каждый был в чем-то более силен.

    – Из каких этапов состоял турнир?

    – В первый же день прошла командная олимпиада («Новосибирск-7», набрав 38 баллов, занял 1 место в высшей лиге – прим. авт.) и личный турнир. Потом четыре дня продолжались соревнования с командами из других городов. Мы решали предложенные задачи, вызывали на «математический бой» соперников: одна команда рассказывала решение, другая – выступала в качестве оппонента. Был еще один выходной день…

    – Как вы его использовали?

    – Ходили на экскурсии по городу, да и просто отдыхали, играли в настольные игры. Когда вернулся из Кирова – совсем не устал, и даже придумал фразу «Мой дом там, где математика».

    Кроме сына, математиков в этой семье нет. Папа – врач, а мама – преподаватель английского. К слову, Святослав побеждает в олимпиадах не только по математическим дисциплинам, но и по русскому и английскому языкам.

    – Математические способности Славы мы обнаружили, когда ему исполнилось три года, – рассказывает мама. – Уже в этом возрасте он с легкостью запоминал трехзначные числа и мог разместить их в порядке убывания или возрастания.

    Раньше семья жила в Бердске. Знакомые, удивляясь талантам мальчика, советовали подобрать ему школу в Академгородке. Новиковы переехали, Слава стал первоклассником гимназии №3.

    – Здесь работают замечательные педагоги, – продолжает мама Анжелика Анатольевна. – Нам повезло с учителем начальной школы. Уже во втором классе сын занял первое место в международной математической игре «Кенгуру». В четвертом – выиграл районную олимпиаду по математике и стал призером в городской. Дальше, начиная с 5-го класса, участвовал во всех олимпиадах. Одним их самых запоминающихся событий стал международный математический турнир, где Слава получил диплом победителя.

    – Не мешают ли дополнительные занятия основной учебе?

    – В школе нам идут навстречу. Если уходим с каких-то уроков на дополнительные занятия, нам разрешают их посетить с другим классом. «Ничего страшного – догонит», – успокаивают учителя. А занятий много. Святослав с детства увлечен шахматами. В школе обнаружили способности к программированию. В последнее время появился интерес к биологии: задает папе много вопросов, касающихся медицины. Любит физику… А ведь еще химии не было!

    Дополнительные занятия, о которых рассказывает мама Святослава, проводятся Центром дополнительного образования детей «ДИО-ГЕН». Там и подготовили команду к турниру молодые педагоги Всеволод Губарев и Михаил Атучин – сами призеры и победители всевозможных олимпиад.

    – Как научить ребенка математике? – задаю вопрос директору Центра «ДИО-ГЕН» к. ф.-м.н. Галине Куклиной.

    – Нужно показать красоту и прозрачность этой науки, – уверена Галина Яковлевна. – Основная проблема, с которой сталкиваются дети – страх перед математикой. Иногда простые вещи объясняются таким сложным языком, что пропадает всякое желание вникать в тему. Только когда у ребенка существует доверие к предмету, он начинает решать задачи с радостью.

    Для занятий со способными детьми необходимо высочайшее педагогическое мастерство. Такой ученик может заскучать на уроке, если не подогревать его интерес. Поэтому процесс учебы должен быть не рутиной, а совместным творчеством педагога и детей. Своими секретами делится учитель математики гимназии № 3 Олеся Савченко:

    – Как правило, к каждому уроку для Славы Новикова готовлю особые задания – пишу их на отдельной карточке. Или предлагаю ему объяснить одноклассникам теоремы и задачи, и дети отлично его понимают.

    Юлия КАРПЕНКО

    Комментарий психолога Анны Бердниковой:

    – Одаренные дети обладают сформированным познавательным интересом. Им любопытен окружающий мир в самых разных его проявлениях. Такой ребенок стремится завершить начатое дело: он создает новое, меняет привычное, формирует другой взгляд на обыденное. Ему свойственно критичное отношение к результатам своей работы, умение ставить сверхтрудные задачи, стремление к достижению высокой планки. Одаренный ребенок – увлекающаяся натура: когда он решает поставленную задачу, завершает подготовленный эксперимент, он не замечает ничего вокруг – столь высока степень концентрации.

    Одаренным детям приходится довольно трудно в школе, особенно если им не повезет попасть в специализированный класс. Не менее тяжело учителю, на занятия к которому приходит такой ребенок. Представьте, каково, например, литератору, на уроке которого ребенок регулярно под партой решает задачи по математике? Нелегко убедить, а не заставить заняться русским языком школьника, который мало что, кроме цифр, видит вокруг себя. «У вас, Пушкин, всё в моем классе кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите свои стихи», – сказал будущему поэту его лицейский математик Карцов, и такое решение тоже требует от учителя мужества.

    Способности могут проявиться буквально с первых месяцев жизни. Для родителя важно не распознать в этот момент что-то конкретное, но поддержать малыша в его исследовательских начинаниях. Это может быть искренний интерес к тому, что увлекает ребенка, организация для него развивающей среды. В таком случае практически любой малыш имеет шанс вырасти одаренным в какой-либо области.

    Другие статьи на тему

    Человек и общество
    О незабвенной Замире
    150 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Корпус поточных аудиторий
    132 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество / Уроки безопасности
    Внимание: тонкий лёд!
    136 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Весело и безопасно
    145 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Вместо депутатов-иноагентов
    171 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Главный в минздраве
    139 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24

    Популярное