Дом, где творятся чудеса
Дом, где творятся чудеса
Торжественное открытие Центра Бороздина на новом месте (ул. Лыкова, 4) состоялось 15 июня. Переехав на первый этаж закрывшейся в прошлом году 125-й школы, педагоги и воспитанники необычного дошкольного учреждения обрели все необходимое для успешной работы: десяток отдельных кабинетов, гостиную, актовый зал, место для отдыха педагогов.
Поздравить новоселов пришли специалисты отделов образования и социальной поддержки районной администрации, руководство местной организации ВОИ и другие социальные партнеры, которые тесно сотрудничают с Алексеем Ивановичем Бороздиным и его коллегами.
Таких центров немного не только в городе, но и по всей России. Здесь занимаются дети дошкольного возраста от 2 до 12 лет с тяжелыми нарушениями умственного и физического развития. Продолжительность обучения может варьироваться от одного до нескольких лет. Педагоги успешно решают довольно сложные задачи. Необходимо научить ребенка видеть других детей, слушать учителя, обращающегося не к нему лично, а к нескольким ребятишкам одновременно, сформировать и закрепить умение задавать вопросы и отвечать на них. Постепенно дети привыкают быть в большой компании, при подготовке к утреннику учатся копировать движения педагога. Удается мотивировать ребят к выступлениям.
Начинается работа с трех индивидуальных занятий по 30 минут, проводимых дважды в неделю. В качестве средств развития используются музыка, изодеятельность. На этом этапе педагоги налаживают контакт с ребенком, формируют интерес к совместной деятельности, способствуют развитию речи и психических процессов, знакомят с окружающим миром, развивают коммуникативные навыки.
Когда ребенок уже готов общаться, его объединяют в пару с другим малышом, сходным по характеру, темпераменту и уровню развития. Один раз в неделю проходит 30-минутное групповое занятие. Это серьезный день и для воспитанников, и для педагогов. За каждым ребенком закрепляется специалист, помогающий малышу выполнять задания. Так происходит адаптация ребенка в коллективе, состоящем из детей и взрослых. Раз в неделю проводится часовое комплексное занятие. Оно включает в себя групповые игры, коллективное изотворчество, ритмические и физические упражнения, логопедические задания. Четыре раза в год проходят в Центре тематические утренники. Это высшая ступень социализации ребенка с особыми образовательными потребностями. Кроме детей и родителей, на утренники приходят бывшие воспитанники и специалисты, перенимающие ценный опыт.
За неполные 12 лет существования через руки педагогов Центра прошло 180 ребятишек с тяжелыми нарушениями в развитии. Педагоги радуются, когда удается отслеживать дальнейшую судьбу малышей. Результаты просто поразительны: из 127 выпускников в обычные детские сады ушли 19 детей, в общеобразовательные школы поступили 15. Еще 45 малышей пошли учиться в коррекционные школы. 18 мальчишек и девчонок посещают другие реабилитационные учреждения, и только 14 детей остались дома. О 16 воспитанниках, которые выпускались с положительной динамикой, ничего не известно. Сегодня продолжают курс реабилитации 53 дошкольника.
Как показывает практика, за время посещения занятий и выполнения домашних заданий родители усваивают множество приемов работы со своим необычным ребенком и могут продолжать развитие малыша. Кроме того, их всегда ждут здесь. Помогут, посоветуют, поддержат. Семьи, объединенные одной общей проблемой, быстро становятся друзьями, а Центр превращается для них в большой добрый дом, где каждый день происходят настоящие чудеса.
Специалисты работают не только с ребенком, но и с его семьей. Мамы, папы, братья и сестры, бабушки и дедушки не должны оставаться в стороне. Постоянное общение с педагогами позволит им сформировать адекватное представление о личности особого ребенка, его психофизических возможностях и позитивного отношения к нему. Со временем это позволяет гармонизировать детско-родительские и супружеские отношения.
Ведет коллектив Центра и работу с социумом. Положительный опыт развития детей с особыми образовательными потребностями активно пропагандируется. Педагоги выступают на радио и телевидении, в газетах и на сайтах, участвуют в конгрессах, семинарах, мастер-классах. Все это способствует формированию общественного мнения по созданию гуманного отношения к детям с нарушениями в развитии.
Одна из самых насущных проблем – отсутствие гостиницы для приезжих детей и родителей, иногородних специалистов, которые занимаются в методическом центре. По словам главы районной администрации А. Гордиенко, вопрос о месте ее возможного расположения уже решается.
Светлана КНИЖНИК
Фото автора
Комментарии