Долгая дорога в Чемах
Долгая дорога в Чемах
Долгая дорога в Чемах Чем меньше человек, тем больше окружающий его мир. Помню, в детстве безостановочный путь со Шлюза до ОбьГЭС представлялся мне переездом в другую страну – таким бесконечно долгим он казался. Глядя из дня сегодняшнего, можно сказать, что величественность расстояния сменилась величиной масштаба. Только сейчас, проезжая по дамбе ГЭС, задумываешься о том, насколько монументально это сооружение и сколько человеческих сил вложено в каждый метр этой дороги. Дороги, «дающей электричество». Дороги, связавшей берега и судьбы.К 50-летию советского района - >>>
Чем меньше человек, тем больше окружающий его мир. Помню, в детстве безостановочный путь со Шлюза до ОбьГЭС представлялся мне переездом в другую страну – таким бесконечно долгим он казался. Глядя из дня сегодняшнего, можно сказать, что величественность расстояния сменилась величиной масштаба. Только сейчас, проезжая по дамбе ГЭС, задумываешься о том, насколько монументально это сооружение и сколько человеческих сил вложено в каждый метр этой дороги. Дороги, «дающей электричество». Дороги, связавшей берега и судьбы.
И снова о ГЭС. На этот раз своими воспоминаниями делится бывший начальник гаража стройуправления ГЭС Иван Иванович СКВОРЦОВ.
– Расскажите, как вы попали на строительство ГЭС и кем там работали?
– Когда я приехал сюда с семьей в сентябре 1950-го, начальник отдела кадров предложил мне устроиться механиком. «Нет, лучше я шофером поработаю», – ответил я.
На тот момент в гараже автобазы стояло 25 новеньких, пахнущих краской машин «ЗИС-585». На «ЗИСы» приняли 25 человек. Но первое время мы не шоферили, а разгружали вагоны с брусом, который шел на строительство перемычек.
Когда начались основные работы по строительству ГЭС, наш автопарк составлял уже порядка 400 машин. Я был назначен начальником гаража, и моей задачей было обеспечить все участки стройки транспортом. Причем начальство ставило четкий ориентир: не менее 80% машин должно постоянно находиться в рабочем состоянии.
И водители, и автослесари работали в две смены.
– Какой этап стройки запомнился как самый сложный?
– Самым трудоемким процессом для нас стали работы на возведении плотины. Происходило это так: в Буготакском карьере добывались огромные каменные глыбы весом 3-4 тонны, которые железной дорогой привозились сюда, здесь дробились на более мелкие фракции, загружались в самосвалы и отвозились на берег, где и вываливались в сплошную гряду будущей плотины. 20 грузовиков беспрерывно курсировали между вагонами и рекой, образуя сплошное кольцо. Это была однообразная и очень длительная работа.
– Я слышал, в строительстве ГЭС принимали участие и заключенные.
– Это правда. Осенью 1956 года выяснилось, что на окончание работ по бетонированию шлюзовых каналов не хватает рабочих. А стройка уже готовилась к перекрытию Оби, в случае успешного проведения которого вода неизбежно пошла бы через недостроенные шлюзы.
На общем собрании всех служб стали обсуждать эту проблему. Набрать гражданских людей не представлялось возможным: их надо возить, а возить не на чем, потому что бортовых машин было в обрез. Был составлен запрос в обком партии, и обком принял решение: выделить на строительство 350-400 заключенных из зоны в поселке Матвеевка.
Я сам узнал об этом через два дня после перекрытия, когда меня вызвал начальник строительства Иванов: «Иван Иванович, вам предстоит командировка в село Утянка Доволенского района. Обком совместно с ЗапСибВО выделили нам 100 «студебеккеров» для перевозки заключенных. Машины надо пригнать сюда».
Из этой командировки мы пригнали не 100, а 130 машин. 25 из них и стали «служебным» транспортом для зэков из Матвеевки.
– Зимой часть работ сворачивалась?
– Нет. Стройка останавливалась, только если температура воздуха опускалась ниже 35 градусов.
Из-за морозов случались технические отказы. Еще до перекрытия к нам пришла партия новеньких самосвалов с прогрессивным для того времени двухтактным дизельным двигателем. Но что за беда: после двух рабочих смен двигатели на машинах шли вразнос!
Вызываем инженера завода-изготовителя. Посмотрел. «Какое масло заливаете?» – «Автол». – «Вы что, с ума сошли? Сюда можно заливать только незамерзающее дизельное масло!» – «Но в техпаспорте об этом ни слова…»
Завод поставил новые двигатели за свой счет и за наш счет стал снабжать соответствующим маслом, поскольку здесь оно было дефицитом.
Нормального дизельного топлива вначале тоже не было. То, что было, замерзало в баке, как студень.
– Одновременное строительство гигантского объекта с двух берегов такой широкой реки, как Обь, наверняка создавало определенные трудности. Как, например, осуществлялась связь между берегами, пока плотины не было?
– На начальном этапе – двумя катерами, каждый из которых буксировал небольшую баржу. За раз такой катер мог перевезти на другой берег четыре грузовика.
Зимой наращивали лед: рубили хворост, кидали его на замерзшую реку и заливали водой.
Сразу после перекрытия какое-то время по плотине можно было перейти на другой берег пешком и только ближе к окончанию всех работ – проехать на машине.
По причине, о которой вы говорите, стройуправление было решено разбить надвое: левобережное и правобережное. Первое взяло на себя возведение самой станции, второе – строило шлюзы и осуществляло перекрытие. У каждого стройуправления был свой гараж. Гараж на правом берегу, кстати, располагался на месте нынешнего ПАТП №3.
– За последние 60 лет вся эта местность преобразилась до неузнаваемости. Расскажите коротко о том, что было раньше на месте современных микрорайонов, парков, дорог?
– По сути, район вырос из небольшого села Нижние Чемы, которое находилось в аккурат на месте нынешнего здания ГЭС. (Село Верхние Чемы с богатейшим колхозом им. Маленкова располагалось в 3-4 км выше по реке.) На месте построенной не так давно церкви архистратига Михаила стоял сельсовет, рядом – школа.
Где сейчас парк культуры и отдыха, во время стройки находился огромный лесозавод, который производил всю номенклатуру требовавшихся для строительства ГЭС и жилья деревянных изделий: брус, двери, оконные рамы, плинтус…
Бердское шоссе в месте поворота на Шлюзы немного уходит влево. Эта «левизна» появилась после затопления старого Бердска, дорога на который превратилась в тупик (дорога на пляж «Звезда». – С. М.). По этой же дороге можно было доехать до шикарного санатория на берегу Оби, который тоже был затоплен. В этом здании с момента строительства и до перекрытия располагалось строительное управление, я там устраивался на работу.
– Как считаете, Иван Иванович, в наше время возможно осилить такую стройку?
– Нет. Думаю, что нет. Мы живем в неамбициозное время. Амбиции есть, но они – у отдельных людей, а не у страны в целом. Остается надеяться, что такое положение вещей – временное.
Сергей МАЛЫХ
Комментарии