Для способных и самостоятельных
Для способных и самостоятельных
23 октября Заочная физико-математическая школа Новосибирского госуниверситета отметила юбилей. В этот вечер в актовом зале СУНЦ НГУ говорили не только о роли Заочной школы, её настоящем и прошлом, но и о том, что появиться она могла только в уникальной атмосфере Академгородка 60-х годов прошлого века.
По примеру Москвы
Идея создания школы, как это ни странно, пришла в голову студентам второго курса НГУ. Наша ЗФМШ появилась всего на месяц позже, чем московская. Кроме заданий по математике, стали рассылать и проверять задания по физике. Сегодня в СУНЦ НГУ заочно учатся около двух тысяч человек из более 40 регионов России, из Казахстана, Узбекистана, Украины, США, Германии.
– У нашей школы две основные цели – развитие у ребят интереса к естественным и точным наукам и привлечение лучших, наиболее способных учеников в СУНЦ и НГУ, – рассказывает Ольга Кутузова, директор ЗФМШ. – Учиться можно с 5-го класса на математическом отделении, с 7-го класса – на физическом, с 9-го – на химическом и с 10-го – на биологическом. Кроме того, разработаны одногодичные курсы по иностранным и русскому языкам. Для многих детей из небольших городов и сёл это прекрасная возможность углублённого изучения любимого предмета.
Учимся сами
Евгений Хухро, д.ф.-м.н., бывший заведующий математическим отделением ЗФМШ (1984-1986 гг.), вспоминает, какой была система обучения. Регулярно, четыре-пять раз в год, ученикам отправляли проверочные задания. Это так называемые методички – небольшие буклеты по 10-20 страниц на определённую тему. В них теоретическая информация, много примеров и около 15-20 задач. Присланные решения проверяли наставники – в то время студенты или аспиранты университета. Причём не просто оценивали каждое задание, но и анализировали решения, давали рекомендации. Программа ЗФМШ хотя и не очень отличалась от обычной школьной, но представляла собой нечто большее, чем набор простейших упражнений. Этим принципам следуют и сейчас.
Самообразование как процесс мало знакомо школьникам. По словам Ольги Кутузовой, ребятам-заочникам нелегко. Чтобы получать хорошие результаты, нужно спланировать своё время, отказаться от каких-то развлечений (ведь никто не стоит рядом, не заставляет), самому решить задания, а после разобрать комментарии преподавателя.
Подобные навыки, доступность интересных задач и общения (пусть и через письма) для школьников из отдалённых мест очень важны. Об этом говорили почти все выступающие. Академик Николай Диканский, бывший ректор НГУ, обратил внимание и на то, что ЗФМШ не случайно обучает математике с 5-го класса: ей приходится компенсировать пробелы школьного образования.
И в столице, и в глубинке
– Когда в правительстве только обсуждали ЕГЭ и говорили о том, какой это важный механизм, обеспечивающий доступность хорошего образования не только детям из крупных городов, но и из глубинки, я, к удивлению своих собеседников, заявил, что в Новосибирске эта проблема решена давно и успешно. Конечно, имел в виду Заочную школу, ФМШ и НГУ, – отметил в своём поздравлении мэр Анатолий Локоть.
– Вы живёте в особом прекрасном мире, – подчеркнул градоначальник, обращаясь к ученикам СУНЦ и преподавателям. – Но помните, что где-то на окраине этого мира есть город Новосибирск. Он гордится вами, готов вас поддерживать и ждёт от вас новых открытий, новых достижений!
Среди более 60000 выпускников немало значимых людей. Заочную школу поздравили директор ИЯФ СО РАН Павел Лобачёв, и.о. директора НИОХ СО РАН Елена Багрянская, декан ФФ НГУ чл.-корр. РАН Александр Бондарь.
– Я учился в физико-математической школе №31 Челябинска, – вспоминает Александр Евгеньевич. – Там использовался метод «народного фольклора»: мы общались друг с другом, с учителями, на бегу решали интересные задачи. Царила прекрасная атмосфера. Но, надо признать честно, в голове у нас была каша… Заочная школа дала в первую очередь систематичность: хаотичные знания обрели систему. Умение учиться самостоятельно – важный навык для научного сотрудника. Знания быстро устаревают, и их приходится обновлять. Наверное, это самое главное, чему учат и ЗФМШ, и СУНЦ, и НГУ.
В атмосфере свободы
Геннадий Фридман, который около шести лет фактически руководил школой, был желанным гостем юбилея. Он не скрывает, что идею почерпнул в МГУ. Это был август 1965-го, в Академгородке проходила Летняя ФМШ. Удалось быстро найти единомышленников, собрать студенческий коллектив, увлечённый математикой (Ю. Михеев, С. Тресков, В. Голубятников и др.) и физикой (О. Кашуба-Буднева, С. Эйдельман, М. Перельройзен). Ребятам, которые не остались в ФМШ и разъезжались по домам, объявили, что они приняты в Заочную школу.
– В те годы нам потрясающе повезло: мы попали в удивительную атмосферу свободы, в первую очередь свободы духа. Она была во всём: в идеях, в решении задач. Да и в карьерном росте тоже: ставки в институтах были, квартиры давали. Особая обстановка характеризовалась ещё и тем, что все друг друга уважали. В ФМШ элементарной математики не было вообще – это ведь Академгородок, мы же приехали заниматься наукой! Ею и занимались. Помню, профессор Ширшов на экзамене по алгебре, который я индивидуально сдавал ему в Институте математики, дал мне задачу. Сидел я, сидел – не могу решить. Дня через три осенило! Бегом в Институт математики, объяснил и получил пять в зачётку. А через месяц вышла статья в «Алгебре и логике» аспиранта профессора Ширшова с решением той самой задачи. Вижу в этом высочайший уровень уважения к студенту!
Геннадий Шмерельевич вспоминает, что первые задания ЗФМШ отпечатали на ротапринте Института гидродинамики и уже в октябре разослали ученикам. Но на какие средства отправлять проверенные работы? Попросили ребят вместе с ответами присылать два пустых конверта (один для рецензии, второй – для своих забывчивых товарищей). Через некоторое время, со смехом говорит рассказчик, даже скопился приличный запас конвертов. Трудности же оказались кратковременными.
Радикальные изменения в жизнь Заочной школы внёс молодой учёный Александр Рубинов. Ему удалось убедить директора Городской заочной школы, которая работала со взрослыми людьми, завершающими среднее образование, что ЗФМШ – почти то же самое. Так и стали отделением – со своими средствами на почтовые расходы и покупку методической литературы, ставкой методиста и директором.
Первое упоминание в документах НГУ о существовании ЗФМШ в некотором смысле парадоксально. Есть приказ нового декана мехмата, согласно которому надлежало уволить за развал Заочной школы Фридмана, Трескова и Шапиева.
– Это было в начале семидесятых годов. И это единственный документ, который подтверждает, что я имею к школе какое-то отношение. В конце концов, развалить – тоже почётно, – смеётся Геннадий Шмерельевич.
Но шутки шутками, а его детище после упомянутого приказа прожило ещё не одно десятилетие. Остаётся только пожелать школе долгих лет, талантливых преподавателей и учеников, мечтающих о научных открытиях!
Юлия ЧЁРНАЯ
Комментарии