Детство под контролем
Детство под контролем
Рейд комиссии по делам несовершеннолетних (КДН), проходивший 16 апреля в Кирово, Верхней зоне и Правых Чёмах, выявил немало фактов недобросовестного отношения родителей к своим детям.
Такие проверки во всех микрорайонах проводятся регулярно в соответствии с планами либо если поступит обращение от соседей, родственников, звонок из школы или детского сада, а также полицейский рапорт об ухудшении ситуации в семье. В состав комиссии входят специалисты отдела опеки и попечительства администрации Советского района, сотрудники МБУ «КЦСОН» по работе с семьями, находящимися в сложной жизненной ситуации, инспектор по делам несовершеннолетних и главный педиатр района.
Светит, да не греет!
Разноцветная «хрущевка» на Золотодолинской издалека поблескивает тонированными стеклами пластиковых окон. Яркое весеннее солнце многократно отражается капотами припаркованных рядом иномарок. Но председатель районной КДН Вера Безденежных точно знает, что в этом доме не все благополучно. Вместе с ней заходим в одну из квартир на первом этаже.
Живущие в ней гостей, видимо, не любят: у семьи даже нет собственного домофона, пришлось побеспокоить соседей. Ободранные стены прихожей красноречиво говорят о давно начатом, но так и не завершенном ремонте. Повсюду беспорядок. Детские и взрослые вещи валяются в самых неожиданных и совершенно не подходящих местах. Нас встречает худющий французский бульдог. Кто-то из пришедших приветствует его мрачной фразой: «Ты еще жив? Значит, тебя изредка кормят». Кроме этого питомца, у молодой женщины есть кошка, крыса в клетке. О двоих детях, которые должны жить в достойных санитарных условиях, мама, похоже, думает не в первую очередь.
Выйдя к нам с малышкой на руках, хозяйка равнодушно выслушивает замечания комиссии по поводу царящего в доме хаоса. Чем, кроме лени, объяснить нежелание навести порядок, если человек и не учится, и не работает?
– Я живу тут не одна, почему должна убирать всё за всеми? – возмущается женщина.
Уже привыкшая к визитам разных добрых тёть, девочка клянчит конфеты. И тут кто-то задает еще один страшный вопрос: «А ты сегодня хоть что-нибудь ела?» С тяжелым сердцем покидаем этот неухоженный мирок, в котором в атмосфере споров и равнодушия взрослых растут двое ни в чем не повинных малышей...
Из Верхней зоны наш путь лежит на улицу Русскую. Общежитие, пожалуй, потому так и называется, что ни у кого нет тайн, и все происходящее с каждым очевидно для всех. Обитателей нужной комнаты застать не удалось, зато неравнодушная женщина-вахтер средних лет рассказала нам о том, что часто мать и бабушка выпивают, а пятилетний ребенок остается без присмотра.
– В таких случаях надо сразу звонить «02», – рекомендует Вера Анатольевна. – Полиция отправит не только дежурный наряд, но и инспектора ПДН, который определит ребенка, куда положено, и начнет сбор документов для лишения родительских прав. А потом пусть обе бросают пить, доказывают, что они хорошие и им можно доверить девочку.
В литературе и народном творчестве матерей нередко сравнивают с солнышком. Но что скажешь о тех, кто так относится к своим чадам? Пожалуй, лишь одно: светит, да не греет!
Сквозь жизненные тернии
– После смерти дочери бабушка, видимо, сообразила, что надо стать опекуншей двух несовершеннолетних внучек. Тогда можно будет и не работать, и хоть какие-то деньги получать. А зятя-вдовца из дома – вон! И, если будет против, то пусть убирается вместе с дочерьми, – рассказывает печальную историю следующей семьи одна из специалистов. – Из-за этой «двушки» началась настоящая война. Мужчина после смерти жены стал выпивать, потерял работу и упустил старшую дочь: она пошла по плохой дорожке. Сейчас, вроде, взялся за ум. Не злоупотребляет спиртным, работает в двух местах, затеял дома ремонт. Посмотрим, что там и как.
Нашему взору предстала обшарпанная двухкомнатная квартира с застоявшимся запахом перегара. Значит, все-таки здесь кто-то пьет. Мужчина рассказывает, что живут они неплохо: охотно демонстрирует содержимое полного холодильника, хвалится школьными успехами дочки. Что же, тут еще все может получиться! Специалист МБУ «КЦСОН», закрепленный за этой семьей, уже позаботилась о летнем отдыхе десятилетней девочки. Пока отец будет заниматься делами, она отдохнет в лагере.
– Навестим одного прогульщика! – бодро командует Вера Безденежных, и мы поднимаемся на второй этаж старого брусчатого дома. Сын-семиклассник дома, в школе опять не был. График работы одинокой матери не позволяет ежедневно водить его на уроки и обратно. Впрочем, в таком возрасте в этом уже не должно быть нужды. Многие ровесники не только хорошо понимают, как важно образование, но и задумываются о будущей профессии. Но у этого подростка пока единственное желание – занятия в тренажерном зале «Олимп», а туда из-за пропусков не пускает мама. Получается, он вредит сам себе. После беседы парень обещает, что больше прогуливать не будет.
Прямо на лестничной клетке девятого этажа соседнего дома члены комиссии и бабушка-опекунша пытаются решить важный для любого человека вопрос «Кем быть?». По согласованию с центром занятости внучку, уже ставшую одинокой мамой, можно пристроить на бесплатные курсы. Но какие? Видно, что деятельная опекунша привыкла многое решать за девушку. Она перечисляет все «за» и «против» разных профессий. В рассуждениях доминируют общие стереотипы. Похоже, человек совсем не понимает простую истину: настоящих высот можно достичь, лишь занимаясь любимым делом.
– Пусть она сама придет и расскажет, чего хочет, – резюмируют члены комиссии, и заочный урок профориентации сразу заканчивается.
Если мы вместе
Безработица – бич многих семей, находящихся в кризисном положении. Причин у нее множество: от недостаточного уровня квалификации и придирчивости потенциального работодателя до безразличия и лени самого соискателя. Главная же проблема, как мне показалось, в том, что люди зацикливаются на чем-то одном и не рассматривают разные возможности основного и дополнительного заработка. Мать двоих детей всю жизнь трудилась дворником. Работу потеряла из-за пьянства, сейчас возвращается к нормальной жизни, но никак не может трудоустроиться.
– Дворником больше не пойду, тяжело! А для всего другого нужна санкнижка, на оформление которой денег у меня нет, – категорично заявляет она.
Но ведь можно пойти работать не в ЖЭУ и не в магазин. У нас выходят бесплатные еженедельные газеты, публикующие информацию о вакансиях в районе, городе и Бердске. И далеко не везде нужна санитарная книжка. Для садовника, рабочего по озеленению или расклейщика объявлений она вовсе не обязательна, а подработать таким образом можно.
Если по соседству с вами живут похожие семьи, то не стоит брезгливо отворачиваться от них, говоря, что это их личное дело. В таких семьях растут дети, которые, как известно, чужими никогда не бывают.
Комиссия по делам несовершеннолетних – не пугало и не карающий орган, как представляется некоторым. Это структура, готовая вмешаться там, где ситуация обострена до предела. Но ведь до крайностей можно не доводить. Недаром говорится, что самая маленькая помощь лучше самого большого сочувствия. И если соседи или знакомые сегодня проявят участие к судьбе этих детей, то завтра они, скорее всего, не создадут собственные асоциальные семьи по образу и подобию родительских.
Светлана КНИЖНИК
Комментарии
Что делать если пришли ювеналы?
Я бы одного убил (типа в состоянии аффекта)
Ну если бы не убил, то чайник кипятку на башку (опять же «хулиганка» в состоянии аффекта)
Огромная благодарность человеку, который поделился такой ценной информацией.
"По порядочку.
У меня двое сыновей, шести и трех лет отроду.
Трехкомнатная квартира, в которой живут мои родители, жена, дети и собственно я.
У сыновей своя комната, хороший ремонт и куча игрушек.
Я живу на 8 этаже.
Сосед снизу - доктор, спокойный и образованный человек.
Про 6 этаж.
Мальчонка 27 лет женится на девочке из деревни.
Девочка не жившая в Москве, не знавшая доселе особенностей жизни в панельном, многоэтажном доме и представляющая жизнь в городе по сериалам - начинает качать права и включать истерику.
Надо отметить, что до приезда девочки - была тишь да гладь.....
И тут пошло волнение.
Появились претензии к бабушке(теще доктора), которая по ночам ходит в туалет и шаркает(О БОЖЕ!!!), да, вот прям тапками шаркает по полу....
7 этаж офигел.
Затем офигел уже я.
Пошли звонки мне домой с требованием не топать.
Ага, двое мальчишек и не топать))))
К стулу привязать что ли их?
Я, надо сказать сходил к ним в гости послушать.
Да действительно, отдаленный, глухой, тихий стук маленьких ножек по полу слышен.
Провел разъяснительную работу на тему шумоизоляции в панельных типовых домах и ссылаясь на женевскую конвенцию - отказался привязывать детей к стулу.
И вот началооооось)))
Стоило детям станцевать или пройтись по коридору - звонок.
Сперва в трубку гундосили "угомоните ваших слонов".
Затем стало интереснее:
Звонки посреди ночи, гудок и тишина.
Звонки в домофон.
Вобщем эдакий террор))))
В конечном итоге им было предложено идти со своими претензиями в суд и не насиловать мой мозг своим бредом.
В один прекрасный вечер зазвонил домофон...
Пришла в гости инспектор по делам несовершеннолетних с представителем ювеналов.
Пришли потому, что поступил сигнал следующего содержания:
Дети орут, бегают их истязают итд.
Послушав, разъяснив свою позицию и сказав, что они могут расчитавать на максимум пояснения - пускаю их в дом.
Демонстрирую им стерильную квартиру, розовощеких хулиганов, даю пояснения и отпускаю с миром.
Совет номер раз!
НЕ БОЙТЕСЬ.
Любые сотрудники органов внутренних дел или органов опеки - как собакены чувствуют страх.
Страх нельзя показывать, хоть вас и трясет.
Совет номер два!
Не бойтесь впустить их в дом, первый визит не для того, чтобы забрать детей, а для того, чтобы установить факт жестокого обращения или его отсутствия....ну или что там написали в доносе?
Важно обеспечить наличие ваших пояснений и фразы "факт не подтвержден" в деле.
Совет номер три!
Записывайте их данные, номер удостоверения, должность, фамилию, имя, цель визита...
Ведите съемку визита.
Совет номер четыре!
Не сидите на месте после такого звоночка.
Действуйте.
Вам кажется, что ювеналка касается наркоманов и алкашей?
Нет.
Она касается каждого, мы все под прицелом.
На сегодняшний день сперва ставят на учет, затем назначают патронат и после неудачного патроната изымают детей.
Пока каждый этап согласуется комиссией, а не отдельно взятым ювеналом.
Состав комиссии:
Участковый
Инспектор по делам несовершеннолетних
Ювенал
Иногда добавляется депутат местного собрания.
Как действовать:
1. не в коем случае не ходите к автору доноса.
никаких переговоров, усугубите только.
помните, человек опустившийся до атаки на детей - не имеет морали, он пойдет на все, на любую уловку...набьет сам себе морду, а скажет, что это были вы и соседи подтвердят ваш приход и разговор на повышенных тонах.
2. вы, лично вы берете отгул на работе, вам нужен 1 день.
3. Идете ЛИЧНО к:
-участковому.
-начальнику отдела по делам несовершеннолетних.
-директору местных ювеналов.
Да сразу к начальству.
Да лично.
4. выясните все про написавших донос....вобще все.
5. Идя к этим товарищам вы должны знать:
- ст.306укрф за ложный донос
- ст.129укрф за клевету
- вас готовы защищать огромное количество фондов, юридических контор бесплатно, т.к. тренд, имя и огласка.
- самое главное!!! в случае атаки на ваших детей по доносу - ваши дети являются потерпевшими и вы требуете от системы защиты для своих детей от атакующих.
6. Придя к начальникам вышеуказанных служб - вы должны проговорить следующее:
1. вы заботливый родитель и мягко говоря фигеете от того, что происходит.
2. вы не намерены забивать детей и делать из них моральных уродов.
3. вы обеспокоены перспективой дальнейших доносов и намерены защищаться
4. вы намерены вменить вышеуказанные статьи.
5. вы заручились юридической поддержкой.
6. вы ТРЕБУЕТЕ ЗАЩИТЫ ОТ ДОНОСЧИКА
7. подробненько разъясняете чиновничку, что дети летать не умеют и в урочное время имеют право на игры. Ограничение детей в их играх\творчестве и досуге - влечет за собой сломаную психику.
Цель визитов в том, чтобы дать понять:
1. вы действуете.
2. вы сложный фрукт.
3. вы будете защищаться.
4. у вас есть юридическая поддержка.
Зайти нужно к каждому члену комиссии принимающей решения по "неблагополучникам"
Грубо говоря, они должны видеть, что с вами будет больше геморроя чем результата.
7. важно, чтобы об этом всем знал детский сад или школа.
Там ваша главная защита.
К ним за пояснениями придут очень скоро.
В моем случае - заведующая начала действовать по своим каналам защищая моих детей.
В моем случае все закончилось хорошо.
Что делать с доносчиком - решайте самостоятельно.
Я не стал ничего делать потому, как барышня беременна, пожалел.
Довел до их сведения суть происходящего и дальнейшие перспективы.
Теперь сижу и думаю, что будет когда родит?
Мальчонку бить нельзя, к несчастью, у меня есть мотив и посадка будет мгновенной.
Самое интересное:
Мальчик и его папа работали в детском доме для инвалидов, а сейчас работают в школе для детей инвалидов...
и папа - директор.
Вот факт того, что директор детского дома для детей инвалидов и школы для инвалидов такое допустил - убивает во мне всякую веру в социальные службы, образование, да и мораль в этих системах.
Общины нужно создавать, знакомиться с соседями договариваться как действовать в тех или иных ситуациях.
А такие компании просто не пускать даже на порог...спускать собак и с лестниц без свидетелей, чтобы охоту напрочь отбило...
За ними тоже придут и никакие подлизывающие статьи её не спасут.
Основное впечатление от прочтения, что журналист просто устал, или время поджимало и надо было срочно сдавать текст в номер. Чувствуется, что материала по результатам выезда по трем объектам было собрано много. Его бы при спокойной неторопливой работе хватило бы на три статьи. Тема много шире, чем можно впихнуть в 7000 знаков газетной странички, потому и получила такой активный отклик.
Мне кажется Светлане надо продолжать разрабатывать тему семьи. Анализировать, сравнивать. Проблемная социальная журналистика – кропотливый, неблагодарный труд, несравнимый с репортажами о концертах и праздниках, но и настолько же более важный, востребованный.
Да Вы удивительно тонкий психолог! Ну просто на обе лопатки положили: раз других судит, значит, сама такая. Грустно, что умеем только огрызаться. Это проще, чем на себя посмотреть и что-то в себе изменить.
Интересно, к ней самой-то соцзащита часто в гости заглядывает? А то мало ли - неблагополучный контингент: двое детей, мать одиночка с низкими доходами (там прожиточный минимум-то на каждого есть?).
Но это проясняет вопрос со злорадством журналистки - приятно, наверное, чудом оказаться по эту сторону барьера. Как тут не повтаптывать в грязь несчастных, которые не дотянули пару сантиметров, не насладиться тем, что "я - не они"...
И все довольны – и органы опеки которые «наварились», и бывшие родители которые избавились от проблем, и новые – которые от природы бездетны, и сами дети.
Вот только худого кобеля в этой истории не было.
Бульдога жалко – потому как у него кобелиная судьба и никаких перспектив впереди.
И потом - какая еще спрашивается Лиса?
А помочь?
Нет ремонта - ну так помогите с ремонтом! Мама с маленьким ребенком не работает - ну так помогите устроить ребенка в садик, а маме помогите найти работу! Ребенок голодный - ну накормите его, принесите консервы в конце концов!
Непонятно, начерта вообще мы, налогоплательщики, кормим эту бессмысленную бюрократическую структуру? Толку от них никакого, только зарплаты получают...
Лаврентьева, 14, 2 этаж - отдел соцзащиты
А госпожа Книжник тривиально лоббирует интересы ювенальной юстиции, которая напористо добивается права совать свой поганый нос в КАЖДУЮ семью. И не брезгует пользоваться для этого бесчестными пропагандистскими методами.
Я жил в нескольких странах Запада - там этого уже наелись по горло. Родителей там уже отвыкли спрашивать - сперва отбирают детей, а потом начинают разбираться. Не дай Бог нам такого, как у них: вымрем все за одно поколение. Останутся только приезжие с юга, которые подобные "комиссии" не побоятся с порога посылать куда подальше, и подкреплять свои слова угрозами и действием.
И правильно сделают.
Вижу, что "помощь" опеки женщине, вероятно, находящейся в состоянии депрессии, состоит в замечаниях насчет порядка и угрозах отнять детей, и зачем она нужна, такая помощь???