День Победы в моей семье
День Победы в моей семье
Месяц назад детская библиотека им. Дмитриева совместно с газетой «Навигатор» объявили среди школьников района конкурс мини-сочинений «День Победы в моей семье». Мы попросили ребят в свободной форме рассказать, как отмечается праздник 9 Мая в их семье, кто из родных воевал на фронтах Великой Отечественной или трудился в тылу, что для них сегодня значит День Победы. Конкурс проводился в трех возрастных группах: начальная школа, среднее звено и старшие классы. И вот пришло время подводить итоги.
Первым принес свое сочинение в библиотеку Павел Полеев, ученик 1«в» класса гимназии №5. Нужно отметить, что младшие школьники оказались очень активными. Из школы №112 почти в полном составе приняли участие в конкурсе три класса – 1«а» (кл. рук. Е. Шумакова), 2«а» (Н. Мурзина) и 3«а» (А. Шулте). Замечательные и, чувствуется, абсолютно самостоятельные сочинения написали ученики 4«б» класса этой же школы (Н. Коротковских).
По-хорошему детскими были работы учеников 1«б» класса школы №190 (кл. рук. Т. Катанова). Именно это нам хотелось увидеть: пусть немного нескладно, наивно, но самое главное – ребенок написал сам. На наш взгляд, стилистика взрослой речи, приглаженность и «причесанность» текстов строгой рукой родителя или учителя, которые чувствовались в некоторых работах, лишают детское творчество очаровательной непосредственности. Нам хотелось простых, искренних слов о войне и победе.
Неподдельный интерес вызвал великолепный альбом, оформленный 2«а» классом школы №163 (кл. рук. Н. Новикова). Здесь были и фотографии встреч с ветеранами, и фото стенных газет, которые делали сами ребята, и, конечно, индивидуальные сочинения юных авторов. Лаконичные и содержательные работы представили ученики 3«а» класса Андрей Манник и Семён Мусий школы №163 (кл. рук. Т. Кенинг).
Безусловно, работы учеников старших классов существенно отличаются от сочинений «началки»: богаче язык, глубже мысль, ярче образы, грамотнее изложение, больше объем. Есть чуть ли не научные труды. Например, у Константина Шмырева из лицея №130.
Очень интересно написали ученики 7«а» и 8«а» школы №162 (учитель русского языка и литературы Т. Пучкова), причем Андрей Матузов, Роман Рубан, Аня Протопопова и Маша Касьянова представили свое поэтическое творчество на тему войны и победы.
Глубокое впечатление произвели работы учеников 7«в» класса (кл. рук. Т. Чеснокова) гимназии №3. Особенно выделяются тонкий и красивый рассказ Сергея Диканского из 10«а», пронзительное эссе Даши Ананьевой из 8«а» и очень лиричное сочинение Насти Головановой из 7«в» классов. И это уже настоящее литературное творчество! Хочется выразить глубокую благодарность педагогам, которые в своей невероятной загруженности нашли время еще и на такую серьезную внеклассную работу.
Детская библиотека им. Дмитриева говорит огромное спасибо всем ребятам – участникам конкурса. Каждый без исключения получит почетную грамоту, отдельные авторы – книги, а наиболее интересные работы будут опубликованы на страницах «Навигатора».
О. Бакурова, заведующая библиотекой ОТ СМЕРТИ СПАСЛИ САПОГИ
В нашей семье и со стороны мамы, и со стороны папы много родственников – кадровых военных. И, конечно, много тех, кто участвовал в Великой Отечественной войне. Одна прабабушкина сестра служила в разведке, другая была снайпером, были и те, кто пережил блокаду Ленинграда. Больше половины из тех, кто воевал, не вернулись домой. Но я хочу рассказать об истории, случившейся на войне с моим прадедушкой, Ивановым Николаем Федоровичем, отцом моей бабушки. Я его видел только на фотографиях.
…В мае 1941 года он закончил Ачинское военное училище, а 22 июня ушел на фронт молодым офицером. Воевал на 2-м Белорусском фронте, командовал артиллерийской батареей. В 1943 году, во время боя, рядом с ним разорвался снаряд, его контузило, засыпало землей, остались видны только сапоги. Когда бой закончился, санитары пошли искать раненых. Случайно они заметили засыпанные прадедовы сапоги – офицерские, хромовые, и решили их забрать себе, мол, убитому они уже ни к чему, а солдатам подчас обуть нечего. Начали их с прадеда стягивать – а он вдруг и застонал. Откопали его, отправили в госпиталь. Вот так, из-за хромовых сапог, он и остался жив. Наград у него было много: и орден Великой Отечественной войны I и II степени, и орден Красной Звезды, более двадцати медалей. Все они хранятся в нашей семье.
После войны из-за контузии прадед ушел в отставку, много лет проработал в сельской школе, преподавал черчение, рисование и физкультуру.
Ни детям, ни внукам никогда не говорил о войне, не выступал на собраниях и митингах. Моя мама рассказывала, как они, внуки и внучки, окружали деда, залезали к нему на колени и просили: «Дед, расскажи про войну!» А он снимет их с колен, скажет: «Бегите, внучики, играйте, не надо вам этого знать».
Жаль, что я его не застал в живых, уж мне-то он бы обязательно рассказал, что было там, на той войне...
Юрий ЕРЁМИН, ученик 7«в» класса гимназии №3 ПОМНИМ СВОИХ ГЕРОЕВ
В первые майские дни наша страна с волнением ждет приближения великого праздника – Дня Победы. Сегодня в живых осталось совсем немного людей, которые защищали нашу Родину на полях сражений или трудились в тылу. Однако День Победы остается самым значимым и любимым праздником для всего народа. Война коснулась каждой семьи. Мы помним своих героев.
В этот день наша семья обязательно собирается за праздничным столом. Мы вспоминаем моих прабабушку и прадедушек, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Мой прадед, Кобелев Николай Ефимович, в девятнадцать лет ушел на фронт, был танкистом. В 1941 году он погиб в бою, сгорел в танке. Другой мой прадед, Самбураков Сергей Григорьевич, погиб на фронте, когда ему было двадцать лет. Этим летом я ездил на родину своих прадедов. Дед показал мне имя прадеда, высеченное на обелиске в парке Победы. Еще один мой прадед, Самбураков Алексей Григорьевич, ушел добровольцем на фронт, служил в артиллерии. Освобождал Польшу, Венгрию, Болгарию. Был ранен в конце войны. Однажды в бою снаряд накрыл артиллерийский расчет прадеда. В живых остался только Алексей Григорьевич. Он был контужен, оглох на одно ухо. После лечения в госпитале был демобилизован и вернулся домой.
В моей семье была героическая женщина, которая прошла всю войну наравне с мужчинами. Михайлевская Екатерина Алексеевна, моя прабабушка, была фельдшером. У нас хранятся ее награды: орден Красной Звезды, медаль «За отвагу». После войны она работала заведующей заводской поликлиникой. Мы бережно храним память о наших героях и гордимся ими.
Девятое мая – особенный праздник. Только в этот день улицы Академгородка переполнены людьми. Всех объединяют радость победы, горечь утрат, гордость за подвиги наших дедов, отцов и прадедов. Валентин ВИХОРЕВ, ученик 8«а» класса гимназии №3 МИНА-ЛОВУШКА
Мой прадед, Белов Михаил Иванович, воевал под Сталинградом. Он был сапёром.
В 1942 году его и рядового Соколова вызвал к себе командир и приказал проделать проходы в минном поле для утреннего наступления. Для обнаружения мин пришлось использовать щупы – длинный кусок твердой проволоки, потому что с миноискателем много не наползаешь. Немцы периодически запускали осветительные ракеты, и в это время двигаться было нельзя, чтобы не заметили и не подстрелили. Обнаружив мину, прадед откапывал ее и выкручивал взрыватели. Так они обезвредили 98 мин. Когда обезвреживали 99-ю, то она взорвалась, потому что в ней оказался второй взрыватель (мина-ловушка). Прадед потерял сознание, а когда очнулся, то первая мысль была: «Если понесут в гору, значит, свои, а если к реке – немцы». Понесли в гору! А потом были долгие месяцы госпиталей, и в 1944 году моего прадеда комиссовали. Он потерял один глаз и кисть руки. Так для него закончилась война и началась мирная жизнь.
Артём БЕЛОВ, ученик 2«а» класса школы №163 -----------------------
Комментарии