Давай поженимся по-вятски
Давай поженимся по-вятски
Свадебные торжества около Дома ученых давно не экзотика. Но такое, в старорусском стиле, проходит в первый раз. В воскресенье, 30 ноября, клуб народной песни под руководством Натальи Оболенской показал всем интересующимся, как надо жениться по старинным вятским обычаям.
От нарядных платков и сарафанов начинает пестреть в глазах. Это вятские девчонки, певуньи и хохотуньи, собрались погадать на кольцах и чаше с водой. Марьюшкино кольцо так легло, что сразу стало ясно: близится свадебный пир. А на веселом гулянье, в игре, похожей на «ручеек», нашелся и добрый молодец Ваня, проводивший девушку до дома и приглянувшийся невесте.
Взаимная симпатия молодых не укрылась от глаз родни, и Ванина семья засылает сватов. Женитьба на Руси почиталась делом серьезным. Понятно, генеалогических древ никто не вел, но, только расспросив всех знакомых о здоровье семи поколений в роду будущих родственников, отцы семейств ударяют по рукам и назначают день свадьбы.
Предсвадебная неделя отведена на подготовку приданого. В веселой хороводной игре взрослые могут почувствовать себя огромным ткацким станком, а малые детки – челночками, снующими из стороны в сторону по рукам старших.
Невесте не очень-то весело. В день свадьбы по обычаю она умирает как девушка и часть своей семьи, рождаясь в новом качестве жены, снохи и будущей матери молодого семейства. Возможно, поэтому она молчаливо выслушивает все наставления, будто собирается в дальний путь, слезно прощается со всеми родными, и даже с родительской баней, понимая, что обратного пути домой у нее не будет.
Оплакано девичество, приданое готово, и свадебный поезд устремляется к дому невесты. Здесь жениха и его родных встречают Машины подружки. Свадьбы издавна были для молодых девушек прекрасным поводом попеть и поплясать, показав себя во всей красе холостым друзьям жениха. С шутками и хохотом встают они на пороге дома, не пуская парня и сватов внутрь, вымогая пряники, конфеты, мелочь и другие гостинцы. Даст дружка девице конфетку, заглянет украдкой в глаза, и в следующий раз всем селом будут играть уже их свадьбу!
После обязательного предложения жениху обойтись разнообразной домашней живностью или подслеповатой старушкой, молодому человеку выводят его суженую. Родители невесты благословляют молодых, наставляя их на долгую и дружную совместную жизнь. Очень символичен и прием молодой девушки в новую семью. Песня невесты «Как мне будет свекра батюшкой назвать?» рассказывает о смущении девушки по поводу дальнейшего обращения с родней мужа. Но, пройдя в одиночку круг, она набирается смелости. Молодая подносит всем подарки, называя свекра батюшкой, свекровь матушкой, золовку сестрой, а деверя братцем. Мужа зовет по имени-отчеству. Теперь она часть этой семьи. Хочет она или нет – ей придется быть скромной, работящей и уважительной. Таков удел любой молодой женщины на Руси. Легкой невестиной грусти не разделяют ни подруги, ни родня.
На свадьбах принято веселиться, ведь родилась молодая семья. Танцы, песни и игрища сопровождают свадебный пир в доме жениха. Игра «Танец с метлой» заключается в том, чтобы как можно быстрее разбиться на пары и танцевать. Тот, кому пары не досталось, будет танцевать с метлой. Вспоминается героиня народных сказок, которая постоянно держит в руке метлу. Это баба Яга. Может, поэтому ей приписывают злой, сварливый и коварный характер? Она так и не нашла пары и всю жизнь танцевала только с метлой. Любителям вольной холостой жизни стоит всерьез над этим задумываться!
После всеобщего веселья молодых с песнями и шутками ведут на подклеть, прохладное место для хранения зерна, где их уже ждут туго связанные и поставленные вертикально не обмолоченные снопы пшеницы. Поверх них клали пару перин. Чем больше зерна молодая пара «намолачивала» таким образом, тем счастливее и плодороднее будет их совместная жизнь. Видимо, это работало, несмотря на войны и эпидемии, – о демографическом кризисе в то время не слыхивали.
Утром молодожены вместе с гостями ехали в родной дом невесты, к теще на блины. Здесь опять выставлялось угощение, а молодой зять подарками благодарил тещу за то, что жена досталась ему чистой и целомудренной.
Блестяще отведя вятскую свадьбу и проводив дорогих гостей, коллектив клуба народной песни может передохнуть и обсудить мероприятие. Сегодня зрителям удалось с головой окунуться в те давние, не эмансипированные времена существования своих давних предков. Интересно, что думают об этом сами артисты?
– Традиционная обрядовая свадьба – это очень волнительно и интересно. После такой и гостям, и новобрачным есть что вспомнить! – признается «невеста Маша», архитектор-дизайнер Елена Бирюкова.
Менеджер Илья Вялков, сыгравший роль жениха, находит в традиционной русской песне отдых и реализацию своего певческого таланта. Пока он неженат, но на сегодняшний день пышному светскому празднику или веселой обрядовой свадьбе молодой человек предпочитает скромное венчание в храме.
Поразили и порадовали старшеклассницы из центра «Горница» школы №162. Оказывается, углубленное изучение французского языка нисколько не мешает Александре Пекаревской и Оксане Рар знать и любить культуру своих предков. Это доказала блестяще поставленная сценка про пьяного мужа, свинью и молодую супругу.
Кладезем обычаев, обрядов, песен и игр почитают в клубе чету Категовых, которые уже 52 года вместе живут, трудятся, поют и учат этому молодежь. Сами они познакомились и поженились на строительстве Братской ГЭС, когда певунья Валентина Ефимовна запала в душу бравому гармонисту Федору Федоровичу.
В Год семьи хочется пожелать всем молодым жителям района, чтобы после свадьбы, сыграть которую можно как угодно, началась такая же долгая, счастливая и дружная семейная жизнь, как у этой семейной пары. Совет вам да любовь!
С. Книжник
Фото автора
Комментарии