Цветочный Андерсен
Цветочный Андерсен
К 205-летию Ганса Христиана Андерсена в библиотеке ОКП ННЦ СО РАН прошла выставка цветочных композиций студии аранжировки цветов лаборатории экологического воспитания ИЦиГ СО РАН.
Говорят, Андерсен не очень любил детей. Но вот насмешка истории: он известен в первую очередь как детский писатель. Его сказки – грустные и философские, имеющие второй смысл, многими и сегодня воспринимаются исключительно как взрослые. Но какое собрание детской литературы без «Гадкого утенка» или «Снежной королевы»?
– Когда дети называли сказки, на тему которых хотели создать свои работы, я только за голову хваталась, – признается моя собеседница, руководитель студии аранжировки цветов Валентина Великанова. – А у Андерсена какую сказку ни возьми – все сложные, взрослые и в большинстве своем грустные. Сложная философская сказка об улитке и розовом кусте. Очень грустная история о девочке со спичками или о русалочке. Как воплощать такие глубокие идеи?
До прихода на выставку и мне было сложно представить, как воплотить сказки Андерсена в цветах. Оказалось, можно...
Вот горшок свинопаса. Все как положено: бубенчики, разноцветные запахи самых разных блюд, и даже полупрозрачный пар струится. Рядом огонь, в котором сгорел оловянный солдатик и его бумажная возлюбленная. Пламя пылает нешуточное: разными оттенками красного, с искрами и всполохами, а из этого цветочного огня уже выпало блестящее «оловянное» сердечко и обожженная розетка.
Маленькая пушистая хризантема превращается в девочку, жгущую спички: часть их уже сгорела, часть нет, а две пылают цветами альстремерии. Двумя розами – белой и красной – свились в объятьях принц со своей возлюбленной, а в их ногах плещется пеной русалка.
Валентина Великанова объясняет другой смысл, непонятный непрофессионалу:
– Вот эта работа, к сказке «Что бы муж ни сделал, все к добру» – европейский букет, пышный, сочный. А рядом композиция в японской манере: между стеблями может пролететь бабочка.
Мы любуемся стойким оловянным солдатиком (цветком гвоздики), который не согнулся, даже проплывая под мостом. Потом переходим к хрупкой Элизе (цветок каллы), уже накинувшей свои рубашки на плечи трех братьев (гвоздики красные), остальные же кружат вокруг белыми лебедями (гвоздики белые). А Валентина Александровна рассказывает, чему учатся юные аранжировщицы, пока создают свои работы.
– Для «Диких лебедей» девчонкам пришлось учиться вязать, эти рубашки – их первый опыт. Ну а потом, мало прочитать сказку и придумать сюжет. Нужно, чтобы работа отвечала определенным канонам, смотрелась гармонично, чтобы цветы не завяли и т. д.
А чтобы сохранить отдельные работы – свой секрет. Только к приходу посетителей из холодильника достанут принцессу на горошине – дивной красоты розу, лежащую на цветочных перинах и маленькой горошине.
В цветах сказки смотрятся как-то по-новому. И посетители библиотеки признаются мне, что им и самим захотелось перечитать, а кому-то и просто открыть для себя Андерсена. Мудрый сказочник, говорят, очень любил красоту. И, возможно, цветочные композиции – лучший способ вспомнить великого датчанина.
Ю. Черная
На снимке: композиция «Девочка со спичками»
Фото автора
Комментарии