«Чтонатворительный» поэт
«Чтонатворительный» поэт
В клубе «Горизонты» Дома ученых СО РАН прошла творческая встреча с поэтом и драматургом Юрием ТАТАРЕНКО.
Юрий – член Союза писателей России, автор четырех поэтических сборников, активно публикуется в литературных журналах. Только в этом году стихи Татаренко напечатали в Донецке и Харькове, Красноярске и Екатеринбурге, Улан-Удэ и Новосибирске. Он – постоянный автор «Клуба 12 стульев» «Литературной газеты» и рубрики «Непробиваемая брешь» в «Советской Сибири».
В ходе встречи поэт читал стихи разных лет, но главный акцент выступления был сделан на книге «Чтонатворительный падеж», вышедшей в прошлом году. Этот сборник привлекает внимание уже своим каламбурным названием. Содержание книги впечатляет еще сильнее. Стихам Татаренко присущи свежесть, самобытность, новаторство, гражданская смелость и незаурядное чувство юмора. При этом автор верен лучшим традициям отечественной поэзии, что позволяет ему заметно выделяться на фоне многочисленных и разнообразных течений и направлений современного стихосложения, среди которых особо моден верлибр, построенный на интонационно-синтаксической основе, не связанной ни с постоянной рифмой, ни с определенной метрикой.
В процессе новаторских поисков Юрий Татаренко во многом преуспел – благодаря приверженности к поэтике модернистов конца ХIХ – начала ХХ вв. Народность же поэта проявилась не только в его позиции защитника и выразителя интересов сограждан, но и в творческом освоении им фольклорных традиций. Он не чужд поэтики сказок, частушек, народных песен, пословиц и поговорок, которая материализуется в собственные афоризмы, каламбуры, прибаутки. Сразу же запоминаются такие строчки Татаренко:
(«В коридорах нету власти. / В кабинетах нет России»
Вспомни, женщина возникла / Из ребрендинга Адама!)
Богом брошенное небо / Зарастает облаками.
Привлекает в стихах этого автора его талантливое обращение к разнообразным поэтическим жанрам, отсюда богатство наблюдений и мыслей, чувств и настроений. Творчество Юрия Татаренко приобретает серьезную просветительскую роль. Своего рода литературно-эстетическое кредо поэта – в его «Письме к Прилепину»:
Рискую быть непонятым,
Но все же, в самом деле:
От чтения запойного –
Все русские трезвели.
К словам прониклись взвешенным,
Рожденным тишиною,
А в «Комсомолке» свеженькой –
Страницы с желтизною.
И стали вдруг – откуда что? –
Круглее на лицо мы:
Накушались Акуниных –
И пьем до дна Донцовых…
Кроме стихов, Татаренко представил публике и свои драматургические произведения. Он написал пять пьес – «Щен», «Кукла Маша, кукла Даша», «Расскажите, птицы», «Синявинские высоты», «Кто ходит в гости по ночам?», а также либретто мюзикла «Ермак» и сценарий документального фильма «Крепостные ХХI века». Юрий прочел отрывок из пьесы «Синявинские высоты», обсуждение которой легло в основу недавней социокультурной акции «Пока не похоронен последний солдат».
Талант Юрия Татаренко, его трудолюбие, эрудиция и новаторские поиски, правдивость и независимость от всякого рода конъюнктуры, повышенная требовательность к себе – все это сулит большую будущность молодому литератору, способному проявить себя не только в поэзии, но и в других родах словесности. Остается только пожелать автору новых успехов и литературных открытий.
Е. Куклина, кандидат филологических наук
Комментарии
Все ж хотелось бы спросить Вас, Юрий, как правильно произносить: падеж или падёж? И где можно приобрести книгу?