Чтобы у детей горели глаза
Чтобы у детей горели глаза
Четыре образовательных учреждения Советского района признаны региональными инновационными площадками Новосибирской области. Среди них – образовательный центр «Горностай», на базе которого реализуется программа «Школьный технопарк «Инженерная среда». Корреспондент «Навигатора» встретился с руководителем Сибирского инжинирингового инкубатора, замдиректора ОЦ «Горностай» по информационно-коммуникативным технологиям Вадимом ПОЛЮГОЙ, чтобы подробнее узнать о проекте.
Экспериментальным путем
Как считает Вадим Олегович, главная проблема современного российского образования – учеба ради учебы, а не для получения реальных знаний о жизни. Школьники и студенты хорошо оперируют теорией, знают множество фактов из различных сфер науки, но слабо представляют, как устроен окружающий мир и по каким законам он действует. А ведь работодателям в первую очередь нужны специалисты, которые смогут ответить на вопрос, что и как нужно сделать. Социологи, политики, чиновники в голос твердят сегодня о том, что будущее – за техническим складом мышления, за людьми, которые решают реальные задачи.
– Чтобы применить знания на практике, отработать метапредметные навыки, необходимо создать для школьников соответствующее экспериментальное пространство, – говорит Вадим Олегович. – У ребят должно быть и право на ошибку, и ответственность за нее. Хорошо зарекомендовало себя игровое моделирование – оно позволяет вовлечь школьников в совместный производительный труд, создает возможности для взаимодействия с быстрой обратной связью. Максимально приближенная к реальности модель – IT-мастерские.
Учиться, играя
Игровое моделирование – новая технология в процессе обучения. Такая форма позволяет представить и разыграть любую ситуацию (скажем, политический конфликт из истории) в междисциплинарном контексте, привлекая знания географии, истории, русского языка, математики и физики. Ведь жизненная ситуация не разделяется на школьные предметы, и решение зачастую находится на их пересечении. Таким образом происходит формирование активной обучающей среды, в которой дети проживают соответствующий опыт, а затем могут к нему отнестись рефлексивно.
– Важна вовлеченность в процесс, чтобы глаза у ребят горели. В процессе игры детям приходится перерабатывать много информации, начиная от исторического контекста, заканчивая географическим положением, климатическими данными. И эта информация не просто запоминается, а используется в игре, становится средством достижения игровых целей. Так, во время крымской войны, кроме боевых действий, происходили и другие важные события. Николай Пирогов изобрел гипсовую повязку. А Флоренс Найтингейл ввела основы современной санитарии и ухода за ранеными. Всё это работало на победу, и дети моделируют ее составляющие в игре, – продолжает Вадим Олегович.
Игровой модуль проходит раз в неделю в течение четырех часов. Делится на две части: игра и рефлексия – этап, во время которого дети анализируют ошибки и делают выводы.
IT-мастерские
Максимально приближенная к реальности модель рабочего процесса – IT-мастерские, основанные на реальных технических заданиях. Дети работают над заказными проектами, связанными с разработкой сайтов или их анализом. Заказчиками учебно-прикладных задач выступают инновационные компании – лидеры отрасли: ЦФТ, СКБ Контур, СибАкадемСофт. Мастерские проводятся раз в квартал в течение месяца. За это время ребята работают на общий результат в одной команде.
– Дети учатся работать в группах на общую измеряемую цель, делегировать ответственность и принимать ее, – говорит Вадим Полюга.
Чтобы успешно справиться с технологическими вызовами общества, в учебную программу инженерного класса включены специализированные предметы: робототехника, мехатроника, теория решения изобретательских задач, теория ограниченных систем, 3D-моделирование, дизайн и проектирование интерфейсов, прикладной менеджмент, системный анализ, сетевая культура. Ребята также работают с компьютерным «железом», занимаются электротехникой.
Первые результаты
По мнению директора ОЦ «Горностай» Ирины Путинцевой, наиболее востребованными в XXI веке будут специалисты в области информационных технологий, мехатроники и приборостроения. Именно на решение этой задачи ориентирован проект школьного технопарка.
– Инженер – человек, который мыслит глубоко и системно. Его воспитание – не разовое мероприятие. Педагогическое сообщество думает, пробует. За последние два-три года все больше детей и родителей стали проявлять интерес к инженерному образованию, – рассказывает Путинцева. – Во время последней командировки в Москве была на экскурсии в университетском образовательном комплексе «Покровский квартал». В него входят дошкольные образовательные учреждения, школы, а руководит всем процессом Высшая школа экономики. Хочется, чтобы и в Академгородке появилась подобная структура. Тогда можно будет использовать потенциал НГУ, технопарка, институтов СО РАН более эффективно, перейти от игровой модели обучения к комплексному инженерному образованию. Ведь с точки зрения перспектив, хорошие инженеры всегда будут востребованы и в самом бизнес-инкубаторе, и в обслуживании высокотехнологичного оборудования на базе разных организаций – например, в НИИ патологии кровообращения имени Мешалкина или на Новосибирской ГЭС.
Юлия ВЕРХУША
Комментарии