Что есть истина?
Что есть истина?
Задаться философскими вопросами подобного рода побуждает документальный фильм «Простые истины», снятый бердским режиссером Татьяной СВИРИДОВОЙ. Эта 17-минутная картина, посвященная проблеме низкой рождаемости среди россиянок, стала центральным событием на стартовавшей 26 сентября в городском Доме офицеров киноакции «Вера, надежда, любовь в российских семьях», что проходит по всей стране уже в шестой раз.
Организатор проведения акции на территории Новосибирской области, председатель регионального отделения Всероссийского родительского собрания Ирина Вишневская в своем вступительном слове сообщила, что на показ короткометражных фильмов о семейных ценностях поступило 150 заявок. Больше половины планируемых площадок – а это библиотеки, школы, колледжи, техникумы, дома культуры – находятся в сельской местности. И 30 сентября, в День памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, фильм «Простые истины» был показан в ДК «Родина» в Бердске.
О чем же сообщают нам авторы «Простых истин»? С места в карьер заявляется: семья – исчезающий общественный институт. И последствия этого поистине катастрофичны: по мнению специалистов, к середине этого века население России составит не более ста миллионов человек. Нам угрожает так называемый «демографический шок», после которого вернуться к прежним темпам прироста населения будет уже невозможно. Авторы фильма не задаются вопросом, какое оптимальное число жителей необходимо России в начале третьего тысячелетия, они спешат навязать зрителю свою «простую истину» под номером один: россиянам грозит судьба вымерших динозавров.
Далее идет простое перечисление возможных способов воспроизводства русского народа – путем клонирования, организации массового притока мигрантов. Но вот как стимулировать русских размножаться – это проблема. А ведь именно российская женщина занесена в книгу рекордов Гиннеса как сумевшая родить в течение жизни 69 (!) детей. Дело было при Екатерине II, а сегодня (какой кошмар) в стране день ото дня набирает силу течение «чайлдфри»! Вот вам и вторая «простая истина»: нежелание женщины иметь детей – это ужасно…
В качестве одной из причин отказа нынешнего поколения россиянок репродуктивного возраста от материнства авторы фильма считают… куклу Барби. С детских лет девочкам закладываются определенные каноны красоты, сохранение которых делает со временем представительниц прекрасного пола конкурентоспособными в борьбе за мужское внимание. Тут вам сразу несколько «истин»: материнского инстинкта нет – есть приобретаемые репродуктивные установки; женщина и ее красота – это товар; «матрешка – хорошо, кукла Барби – плохо»!
Времени для споров, в которых, как известно, истины и рождаются, режиссер Татьяна Свиридова ни участникам фильма, ни публике во время просмотра не дает. Кадры советской кинохроники, на которых нам явлены различные варианты деятельной «женщины с кайлом», лихо чередуются с карнавалом гламура в современной России. В то же время в картине совершенно не информативен видеоряд, снятый в нынешних реалиях детсада и женской консультации. Вся смысловая нагрузка фильма ложится на текст, превращающий «важнейшее из искусств» в озвучку статьи из стенгазеты в районной поликлинике. Главное – накрепко вдолбить в прелестные женские головки незатейливый девиз дня сегодняшнего и завтрашнего: рожать и никаких гвоздей!
Наболевший вопрос «от кого?» уже сменился не менее острым: «для чего?». Но Татьяна Свиридова старается не обращать внимания на подобные мелочи. Проблема выбора, которая ставится перед современной женщиной, – что первостепенно: личностное начало, карьера или материнство – никоим образом в фильме Свиридовой не анализируется.
Сто лет назад значительная часть россиян жила натуральным хозяйством. Естественно, обработка большого участка земли требовала изрядного числа рабочих рук. Но сегодня Россия из страны крестьянской стремительно превращается в офисную. И для того, чтобы с восьми до шести терзать клавиатуру или пялиться в монитор, ни один, ни два, ни тем более три ребенка современной женщине не требуются. Этого же мнения придерживается и большинство отечественных работодателей. В чем не истинность существующего устойчивого порядка вещей, авторы фильма «Простые истины» не объясняют. Впрочем, они и не стремятся наглядно продемонстрировать преимущество образа жизни многодетной семьи в современном обществе, где каждый отвечает только за себя. Что плохого в том, что молодой человек все силы отдает строительству собственной карьеры и самостоятельно решает вопросы своего благополучия?
Спору нет, семейная жизнь – это тяжелый труд. Но и работа по формированию своего «я» тоже требует огромных усилий. Только остается непонятным, почему семейные будни в фильме именуются «простыми истинами», стремиться к которым необходимо каждому и во что бы то ни стало.
Говоря о сухости и даже шершавости языка кино в фильме «Простые истины», я вовсе не претендую на истину в последней инстанции. Картина Татьяны Свиридовой, декларирующая основы постсоветской ментальности, – лауреат девятого Всероссийского фестиваля «Семья России» и дипломант второго фестиваля «Семья – основа государства». Режиссер награждена Почетной грамотой Министерства культуры РФ. На родной земле пресс-секретарь министра культуры НСО Наталья Кузнецова вручила в первый день киноакции благодарственные письма Татьяне Свиридовой и Игорю Литаврину, гендиректору видеокомпании «21», автору идеи создания фильма.
– Вообще-то мне больше по душе работа над научно-популярными или историческими фильмами, – рассказывает Свиридова, – но когда три года назад Игорь Иванович предложил сделать фильм о роли женщины в обществе, приурочив его показ к 8 Марта, мы, недолго думая, взялись за работу. В любом деле важно иметь единомышленников, а в нашем коллективе семейные ценности никому не чужды. Фильм был снят в 2009 году, его показали в Бердске, и с тех пор он, как говорится, лежал на полке. Только в результате целой цепочки случайностей этой весной он оказался на региональном отборе фестиваля «Семья России». Откуда попал уже в главную конкурсную программу. Получить приз в Иркутске было, конечно, приятно. Но бить себя кулаком в грудь с криками: «Всё, мы теперь звезды» – такого нет и в помине. Тем более, что с течением времени начинаешь замечать недостатки в своей работе: эх, тут надо было снять по-другому, это убрать, здесь добавить… Сегодня, скорее всего, мы бы сделали подобный фильм совершенно иначе, более жестко. При этом, прошу понять нас правильно, мы не предлагаем изъять из продажи куклу Барби. Но пусть нынешнее поколение родителей задумается, во что же играют их дети, чему вообще посвящено свободное время малышей.
Однако приходится констатировать: общество озабочено совершенно другими проблемами. Желая стать «поближе к народу» в окружившем нас Интернете, видеокомпания «21» выложила фильм на своем сайте. Вот только если набрать «Простые истины» в поисковике, первая сотня ссылок будет посвящена популярному молодежному телесериалу. И это истинная правда.
На снимке: режиссер Татьяна Свиридова с оператором Сергеем Воробьёвым
Комментарии