Чем живёт и дышит современная литература
Чем живёт и дышит современная литература
2 февраля в технопарке в рамках международной конференции Тотального диктанта с тремя сотнями филологов встретились биограф Павел Басинский, ректор Литературного института им. Горького Алексей Варламов, краевед из Владивостока Василий Авченко и детский писатель Елена Усачёва.
Модератором встречи выступил молодой новосибирский критик Егор Михайлов. Он предложил поразмышлять о роли литературы в современной России.
Автор четырёх книг о Льве Толстом Павел Басинский сообщил:
– Меня часто спрашивают: где новый Толстой или Горький? Всегда отвечаю: успокойтесь, их не будет. Да это и не нужно – зачем повторяться? Сегодня литература не играет тех ролей, что были у неё в XIX веке. Русский помещик, прочитав тургеневский роман «Отцы и дети», узнавал о том, что происходит в столице. Роман Чернышевского «Что делать?», оказав колоссальное влияние на молодые умы, породил институт фиктивных браков. Сегодня же чтение – вопрос моды. А ещё – результат выбора между книгой и компьютерными играми, общением в соцсетях, занятием спортом, путешествиями. Поэтому число читающих людей уменьшается – во всём мире. Особенно это касается интереса к художественной литературе. Романы больше не будут создавать целые поколения, как это делали тексты о Базарове, Павке Корчагине и так далее. Сегодня растёт разве что поколение Гарри Поттера (улыбается). Литература стала просто литературой. Её читают ради удовольствия, развлечения. Но книга больше не руководство, как жить.
С коллегой не согласилась Елена Усачёва.
– В то же время детская и подростковая литература, наоборот, стала едва ли не главным ответчиком на животрепещущие вопросы юных читателей. Сегодня не одноклассники, не учителя, не родители, а именно книга зачастую единственный собеседник для подростка. Зачем нынешним детям читать Толстого, Пушкина, Грибоедова, Тургенева? Ответ простой: у классиков содержатся культурные коды, по которым мы можем идентифицировать друг друга. Есть отчасти шутливый, но весьма эффективный способ привить ребёнку любовь к чтению: если вы хотите, чтобы ваше чадо заинтересовалось какой-либо книгой – оставьте её в туалете (улыбается).
Как сегодня живёт столичный Литинститут, коротко рассказал Алексей Варламов:
– В начале 90-х вуз переживал тяжёлые времена. Хорошо, что уцелел. Наши студенты – счастливые люди, они живут и творят в очень интересную эпоху. Сегодня нет цензуры, а это значит, никого не высылают за границу, не рассыпают гранки книг… Мы выпускаем профессиональных литераторов. В своё время появление Толстого и Достоевского было чудом, а не закономерностью. Это значит, что подобные чудеса ещё произойдут. Я в это верю.
Взбодрить регионы предложил Василий Авченко:
– Так сложилось, что жизнь (и в том числе культурная) кипит в городах-миллионниках. А их на огромной территории к востоку от Красноярска просто нет. Это обстоятельство и формирует литературный процесс. Мне бы хотелось полицентричности, а не такой оппозиции: Москва – и всё остальное. Мечтаю о рекламе книг по телевизору – чем они хуже шампуня? В России гигантский читательский потенциал, который можно и нужно активизировать. Ещё одно утопическое предложение: равномерно расселить хороших авторов по стране и дать им по пресловутому дальневосточному гектару. Очень много сюжетов пропадает – нет летописцев на местах!
Под занавес встречи поговорили о критиках в отечественной литературе.
– Белинский заложил фундаментальные основы эстетичности русской литературы, – отметил Павел Басинский. – Именно он назвал Пушкина и Гоголя гениями. Он был идеологом и пропагандистом. До последнего времени наша критика была больше, чем критика. К примеру, статья Чернышевского «Русский человек на рандеву» про тургеневскую повесть «Ася» стала поводом заявить о невозможности сохранения крепостного права. Позднее Лакшин выступал против сталинистов в статье «Иван Денисович, его друзья и недруги». Подобным перехватом темы занимались Аннинский, Золотусский и другие. Но в конце прошлого века этот приём у критики перехватили СМИ.
Сегодня критики могли бы выполнять роль экспертизы в мире литературы, советуя, что читать, а что – нет, считает Павел Басинский. Но в нашей стране по-прежнему не принято доверять каким-либо экспертам. Появилось выражение: «Если что-то рекламируют – значит, это точно не стоит покупать!» Критики уходят в интернет – на порталы «Медуза», «Горький», «Год литературы», а также ведут бесчисленные авторские блоги. Что и кто из этого вырастет, трудно сказать.
Юрий ТАТАРЕНКО
Фото предоставлено организаторами мероприятия
Комментарии