Центр дирижаблестроения
Центр дирижаблестроения
Сибирские исследователи представили проекты новых типов «умных» беспилотных дирижаблей на форуме «Технопром». Их обсудили инженеры из Новосибирской, Московской, Кемеровской, Владимирской областей и Красноярского края.
На круглом столе «Дирижабли как многофункциональный инструмент развития и связанности территорий России» говорили о перспективах создания в Сибири «Центра изучения и развития воздухоплавания». Он будет оснащён опорным дирижабледромом, оборудованным эллингом для строительства и обслуживания летательных аппаратов. Там собираются заниматься разработкой, испытаниями, сертификацией и опытной эксплуатацией дирижаблей с объёмом оболочек до 5000 кубометров.
Кроме того, грузовые коридоры для автономных транспортных средств хотят создать в Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктической зоне. Для этого необходимо построить взлётно-посадочные площадки в пунктах на маршрутах доставки грузов, где будут размещены разгрузочно-погрузочные комплексы и системы балластировки.
Беспилотные дирижабли могут перевозить грузы весом от 20 до 200 тонн, в том числе в места без наземного транспорта на расстояние до 4000 километров. Также их можно использовать для картографирования местности, проведения геофизических исследований, освоения новых месторождений полезных ископаемых, поисково-спасательных работ, мониторинга экологической обстановки, охраны природных ресурсов, контроля землепользования, патрулирования территории.
– Дирижабли являются экономичной и экологичной технологией. Это новый мировой тренд: с их помощью можно доставлять грузы, перевозить пассажиров, но по факту это ещё и возможная технология для защиты от боевых дронов, – отметил министр науки и инновационной политики Новосибирской области Вадим Васильев, а также добавил, что в нашем регионе для развития новой транспортной системы есть и крупные авиационные производственные предприятия, и научная база, и ресурсы ведущих вузов.
Пока же единственный дирижабледром в России находится в городе Киржаче Владимирской области.
По словам замдиректора ФАУ «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» Дмитрия Смирнова, российские дирижабли целесообразно создавать, опираясь на отечественные наработки в сфере авиационных композиционных материалов и гибридных силовых установок. Начинать нужно с создания и отработки в эксплуатации беспилотных дирижаблей малого размера с постепенным масштабированием аппаратов до грузоподъёмности в десятки тонн.
– Всё в этом мире развивается по спирали. Дирижабли, которым почти 150 лет, в современном мире снова становятся востребованными, – отметил директор Института теплофизики СО РАН, академик РАН Дмитрий Маркович. – Учёным нашего института удалось применить свою разработку – роторный движитель, предложенный изначально для беспилотных летательных аппаратов – циклолётов, теперь он использован в качестве средства маневрирования дирижаблем, крайне необходимого для повышения точности позиционирования при причаливании, взлёте и посадке.
Новый тип беспилотных дирижаблей представили на форуме: судно перемещалось в выставочном павильоне «Новосибирск Экспоцентра».
Исследователи отмечают, что применение циклороторных движителей позволяет дирижаблю преодолеть барьеры и риски при маневрировании вблизи земной поверхности. Ни один из существующих современных дирижаблей не способен выполнять демонстрируемые функции: подъём и спуск вертикально, перемещение вперёд, вращение на месте вокруг центра масс, смещение вправо и влево параллельно своей главной (продольной) оси.
Также на Технопроме показали совместную разработку учёных Института теплофизики, Института теоретической и прикладной механики и НГТУ НЭТИ – проект «умного» дирижабля без хвостового оперения.
Система управления дирижаблем строится на бионических принципах взаимодействия с окружающей средой. Благодаря специальным датчикам, расположенным на обшивке, и особым алгоритмам обработки сигнала дирижабль «чувствует» своё положение в воздушном потоке. Компьютер на основе этих сигналов вырабатывает команды на посты создания тяги, где вращаются циклические движители, и летательный аппарат занимает необходимое место в пространстве или движется в нужную сторону. Ещё одно перспективное направление – создание параллельной гибридной силовой установки.
– Дальнейшие исследования должны быть направлены на совершенствование тепловой машины и на проработку вопроса использования солнечных панелей, – считает Илья Зверков, профессор кафедры самолёто- и вертолётостроения факультета летательных аппаратов НГТУ НЭТИ, ст. научный сотрудник Института теоретической и прикладной механики.
Разработчики продолжат исследования и усовершенствование прототипа управляемого дирижабля. Базой для этого станет молодёжная лаборатория филиала ИТ СО РАН в Красноярске.
По информации пресс-службы министерства науки и инновационной политики НСО
Комментарии