• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 23:39 пятница, 22 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 1 балл
    22.11.2024
    USD: 102.58
    EUR: 107.43
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Будьте как дети

    Будьте как дети

    Будьте как дети

    22 мая Академгородок посетил признанный гений мировой мультипликации, автор «Ежика в тумане», «Сказки сказок», «Шинели» и других шедевров Юрий НОРШТЕЙН. Его первое выступление состоялось в японском клубе Новосибирского госуниверситета. Программа визита продолжилась в детской киностудии «Поиск» и завершилась творческой встречей в Большом зале Дома ученых.

    При встрече со знатоками японской культуры обладатель Ордена Восходящего солнца Юрий Норштейн был немного смущен. Он сразу предупредил, что не является глубоким знатоком в этой области, а свой мультфильм «Зимний день» из японского цикла на стихи Басё делал, руководствуясь в большей степени ощущениями, а не знаниями о стране. Но японцам виднее, кто истинный знаток их культуры. Они решили, что открывать их цикл из 35 двухминутных мультфильмов будет только «Юра- сан».

    В этом фильме Юрий Борисович свел в ветреном и холодном осеннем лесу двух философов – литературного героя Тикусая (японский аналог юродивого или Иванушки-дурачка) и собственно Басё, неожиданно для себя самого раскрасив их одежды цветами рублевской Троицы: терракотовым, золотым и синим. Такая символика сама «проросла» из автора, без каких-либо мучительных поисков дополнительного смысла. Живое искусство, по мнению Норштейна, может только «прорастать» – привязывать его за уши бессмысленно. Наверное, именно поэтому встречу великого поэта-путешественника с веселым дурачащимся лекарем- шарлатаном автору удалось передать удивительно легко и остроумно: философы нашли в своей одежде кучу дыр, обменявшись нищетой, безграничной внутренней свободой и радостью бытия в прекрасном и яростном мире.

    Детская киностудия «Поиск» встретила мэтра мультипликации в полном сборе: по коридорам бегали дети трех-пяти лет – главные носители «радости бытия». Родители безуспешно пытались усмирить их и настроить на рабочий процесс: им предстояло сделать на мультстанке светящуюся Жар-птицу при помощи кисти, цветного песка и Юрия Норштейна. Из небольшой пачки вырезанных из бумаги и тщательно раскрашенных детьми жар-птиц выбрали «самую толстую».

    – Не толстую, а красивую, – обиженно поправила режиссера художник- постановщик с русыми косичками.

    Маэстро немедленно согласился и быстрыми движениями начал рисовать лучи на солнечно-желтом песке. Помощников было так много, что художнику с трудом удалось завершить съемку. Но результатом все остались довольны: немного компьютерной обработки – и птица засияла. От творчества дети с удовольствием перешли к чаю с конфетами, а в соседней комнате у самовара режиссера терпеливо дожидались представители прессы с вопросами об отношении гения к современной анимации, 3D технологиям и о возможностях снимать хорошие мультфильмы в «этом безумном-безумном мире».

    – Новые технологии хороши, когда они служат автору, а не он им. Если творчество поглотит предлагаемые машиной эффекты, которые руководят режиссерами, можно будет делать настоящее кино. Это удастся тому, кто захочет быть самостоятельным и поймет, что он не единственный в мире, что до него была Мысль. Ведь техника в искусстве решает узкие, чисто внешние задачи. Я, например, не пользуюсь компьютерными технологиями, и мне никогда не приходило в голову что- то переделать или улучшить с их помощью. По-моему, это как дожить до 60 лет и решить по-новому переписать свои юношеские стихи о любви. Если у художника голова на месте, его развитие происходит от обновляющегося восприятия мира, и мультипликация в этом смысле не исключение. Это такое же творчество, как литература и кинематограф, – отличается только форма. Так почему сегодня все устремились в эти несчастные 3D, словно все дело в них?

    Ответ на этот вопрос интересовал не только Норштейна. Вечером в перерывах между показами мультфильмов в Доме ученых ему пришлось повторить свой тезис о глупой гонке за технологиями. Публика внимала с благодарностью. В течение двух часов аудитория Большого зала, затаив дыхание, смотрела на широком экране свои любимые мультфильмы, а затем, немного переведя дух, автору задавали вопросы, пытаясь еще больше погрузиться в его мироощущение и узнать «из какого сора растут цветы, не ведая стыда». А растут они действительно из каких-то незначительных деталей – искренних детских рисунков, висящих на стене киностудии, свежего снега на зеленой траве или хрупкой фигурки любимой тещи в тумане дождя, которая стала прообразом героини мультфильма «Цапля и журавль».

    – Когда мы с семьей жили на даче, трехлетний сын Боря решил подмести пол. Моя теща Евгения Афанасьевна выхватила у него веник, объяснив, что сама сделает это лучше. Я резко возразил, что ему сейчас это гораздо нужнее. Хочет трудиться – пусть трудится. Между нами мгновенно вспыхнул скандал: «Как вы со мной разговариваете? Я старая больная женщина!» Ей было 49, и я ответил, что она, напротив, молодая и красивая женщина. Чем почему-то окончательно ее взбесил. Накинув плащ, она немедленно ушла на московскую электричку. А рано утром по дороге на работу я вдруг увидел в тумане дождя знакомую фигуру, трюхающую в плащике и платочке по размытой глине нашей деревенской дороги, изящно перепрыгивая через ручьи. Поравнявшись, я молча сунул ей в руку свой зонтик, а вечером услышал от моей жены Франчески впечатляющий рассказ. Снимая перед зеркалом мокрый плащ, Евгения Афанасьевна сказала: «Представляешь, лялечка, мне сейчас какой-то молодой человек сунул в руку зонтик и пошел дальше. И по зонтику я поняла, что ведь это был Юра. Хм, а что он мне уж такого сказал? Что я молодая и красивая женщина…»

    Все свои мультфильмы, за немногими исключениями, Юрий Норштейн снял в стране, которой нет уже почти 15 лет. Для многих ее исчезновение стало благом, но, по мнению режиссера, рыночная экономика поставила искусство в гораздо более жесткие рамки по сравнению с теми ограничениями, которые накладывала советская идеологическая цензура. – У советской власти было много грехов, и я не хочу вставать на ее сторону. Но сегодняшний продюсер – это не просто цензура, – объясняет Юрий Борисович. – Он сам и режиссер, и начальник, а хозяйничает и хулиганит он так, как никогда не позволяло себе Министерство кинематографии. Какой продюсер сейчас даст своему режиссеру поэкспериментировать? Вытеснение культуры деньгами особенно бросается в глаза на телевидении. В годовщину смерти Олега Янковского фильмы о нем крутят после полуночи, а нормальное время, так называемый прайм- тайм, забито всякой ерундой.

    В словах Юрия Норштейна то и дело проскальзывала горькая обида на сегодняшнее равенство «время=деньги» и на людей, поддающихся этому уродливому закону. Обида ребенка, отказывающегося принимать жестокую действительность. На записку с соответствующим вопросом от корреспондента «Навигатора» он ответил:

    – Детство никуда не ушло от меня, и я живу им. Христос говорил: «Будьте как дети», имея в виду чистоту помыслов и непосредственный взгляд на мир. Дети так устроены от природы. Я сегодня был в студии «Поиск»… Боже мой, какие там чудесные и счастливые дети! Какой бы длины ни была ваша жизнь, это всего лишь короткая вспышка, а до и после нее – вечность. И чем она станет для вас – постоянным соревнованием, или она будет наполнена радостью бытия? Об этом и есть моя «Сказка сказок».

    В завершение встречи зрители увидели неоконченный черно-белый мультфильм «Шинель». Звук к нему отсутствовал, поэтому 20 минут в зале царила такая тишина, что было слышно собственное дыхание. Но даже зная печальный исход истории, иногда было трудно сдержаться от смеха, глядя на необыкновенно подвижное и сморщенное, как грецкий орех, лицо Акакия Акакиевича. В такие моменты раздавался звонкий детский хохот. Дети так устроены от природы.

     

    Мария ШКОЛЬНИК










    Другие статьи на тему

    Человек и общество
    О незабвенной Замире
    176 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Корпус поточных аудиторий
    150 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество / Уроки безопасности
    Внимание: тонкий лёд!
    151 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Весело и безопасно
    158 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Вместо депутатов-иноагентов
    191 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Главный в минздраве
    152 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24

    Популярное