Без ограничений
Без ограничений
Среди всех дошкольных учреждений района детский сад №300 «Рябинушка» – единственный, в котором открыта группа для детей с синдромом Дауна. Более того, уже есть опыт включения этих малышей в обычные группы.
«Рябинушку» посещают дети сотрудников СО РАН. Идея открыть в нем специализированную группу родилась давно, но возможность реализовать ее представилась далеко не сразу: детским садам катастрофически не хватает помещений. Те, что были отданы арендаторам в середине 90-х, вернуть не так просто. Год назад с помощью президиума СО РАН у «Рябинушки» появился филиал на Детском проезде, 13. Был проведен капитальный ремонт, оборудован кабинет логопеда. В помещении нет ни спальни, ни пищеблока, так что полноценный садик там было невозможно организовать, а вот группы кратковременного пребывания открыть удалось. Теперь несколько часов в день здесь занимается группа «Карапуз» для самых маленьких, а также группа для детей с синдромом Дауна. С ними работают два воспитателя, логопед и музыкальный работник.
Спонсорскую помощь оказывают расположенные в том же здании Дом красоты и стоматологическая клиника «Академия», но средств, к сожалению, все равно хронически не хватает. Зато результаты проведенной за год работы обнадеживают. Например, семилетняя девочка Даша, занимавшаяся в «Рябинушке», в этом году пошла в первый класс и очень хочет поскорее научиться читать и писать. Ведь дети с синдромом Дауна обладают хорошим потенциалом для развития и вполне способны интегрироваться в общество – нужны лишь внимание и кропотливый труд.
– Заниматься с таким ребенком нужно с самого раннего детства, – уверена Юлия Максимова, заведующая детским садом. – Сейчас достаточно хорошей литературы; общественные организации, занимающиеся этой проблемой, время от времени издают рекомендации для родителей, воспитателей и специалистов. Результаты могут быть просто поразительными. Я читала статью, написанную человеком с синдромом Дауна, которому удалось получить высшее образование. Он писал, что учился так же, как и все, но ему требовалось в три раза больше времени на выполнение заданий. Есть в Америке женщина с синдромом Дауна, которая работает диктором на телевидении. Она совершенно самостоятельный человек: получает зарплату, живет в своей квартире – так же, как и обычные люди.
Быть Вместе
Ни для кого не секрет, что в нашей стране дети (как и взрослые) с ограниченными возможностями практически оторваны от общества. Однако ребенку с тем же синдромом Дауна для развития и становления личности просто необходимо чувствовать себя нужным, интересным другим детям. Социальных программ по инклюзивному образованию, предусматривающему совместное обучение детей с разными возможностями, пока удручающе мало. Несколько лет назад смешанные группы появились в детских садах Москвы. Не все прошло гладко: многие родители «обычных» детей поначалу настороженно отнеслись к нововведению. Но со временем плюсы стали очевидны: детям свойственно стремление помочь и поддержать тех, кто слабее. Если ребенку никто не рассказал о том, что товарищ по играм «не такой, как все», то отношения между ними складываются самые обычные.
В «Рябинушке», в отличие от столичных садиков, первый опыт включения ребенка с синдромом Дауна в обычную группу прошел абсолютно естественно – все получилось само собой.
– Ульяша – третий ребенок в семье, первых двух мы в нашем садике вырастили, – рассказывает Юлия Максимова. – Один уже в школе учится, второй – в подготовительной группе. Мама сына приводила в детский сад, с ними заходила и Ульяша – мы все ее знаем. И вот однажды девочка появилась в ясельной группе. Дети занимались рисованием, она тоже совершенно спокойно села за стол, включилась в процесс. И осталась.
А родители? Родители не возражали. По словам Юлии Максимовой, ни одного недовольного лица она не видела. Возможно, помогла специфика Академгородка – все-таки здесь живут в основном образованные и толерантные люди. А может быть, дело в самой Ульяне – активной, доброжелательной девочке. Людям с синдромом Дауна не свойственна агрессия, они настроены позитивно и готовы помочь всем на свете.
– Если что-то не получается, дети Ульяше помогают, – говорит Юлия Максимова. – Она и играет со всеми, и рисует, но у нее свой темп, и воспитатели дают ей отдельные задания. У таких ребятишек бывают проблемы с мелкой моторикой, им трудно собрать мозаику и конструктор. Зато они очень любят танцевать и хорошо слышат музыку. На занятиях по физкультуре Ульяша удивила тем, что не просто выполняла упражнения с остальными детьми, но и повторила за воспитателем самая первая.
Перспективы есть у всех
Помимо детей с синдромом Дауна есть в «Рябинушке» и опыт работы с ребенком-аутистом. Девочка Даша ходила в сад на дополнительные занятия по музыке и рисованию, а потом перешла в обычную группу.
– У Даши были отличные перспективы для поступления в школу, – считает Юлия Максимова. – Недавно ее семья уехала из России, но если приедут в отпуск, на каникулы – с удовольствием ждем в гости. Если говорить о перспективах, то хотелось бы охватить вниманием не только детей работников СО РАН, но и других детей района, имеющих ограниченные возможности здоровья, но и равные со всеми права.
К сожалению, в ближайшее время эти планы едва ли будут реализованы. По закону дети с ограниченными возможностями имеют право на бесплатное посещение детских дошкольных учреждений. Это, безусловно, правильно, но средств «Рябинушке» не хватает.
– Хотелось бы пригласить спонсоров, чтобы финансовая база была более стабильной, – говорит Юлия Максимова. – Тогда мы могли бы расшириться. Ведь чем раньше мы начнем заниматься с ребенком, тем больше шансов на успех.
Татьяна Яковлева
Комментарии