Без логики – никуда!
Без логики – никуда!
На заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников в активе представителей нашего региона рекордное количество наград – 11 первых и 44 призовых места.
Среди образовательных учреждений, чьи воспитанники побеждали на олимпиадах, лидируют СУНЦ НГУ (4 победителя и 15 призеров), лицей №130 им. академика Лаврентьева (2 победителя и 7 призеров), а также гимназия №1 (2 победителя и 4 призера). По одному победителю подготовили гимназия №6 «Горностай» и школа №119. Среди тех, кто вернулся с победой, – Игорь Федоров, девятиклассник лицея №130. Удивительно, но победитель олимпиады по русскому оказался учеником естественно-математического класса!
Математика на пользу русскому языку
Олимпиада проходила в Брянском государственном университете им. академика Петровского. Около 200 ребят из 60 субъектов федерации – победителей и призеров региональных соревнований – доказывали свое превосходство во владении родным языком. Участникам предлагалось не только расставить и объяснить пропущенные знаки препинания, но также перевести отрывок текста на древнерусском языке и написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
– Задания были довольно сложные, но интересные, – вспоминает Игорь Федоров. – Например, мы определяли, почему некая носительница русского диалекта по-разному произносит имена: Семен, Ленуся, Бестемьян… В одних случаях она «якает», а в других нет. Оказалось, это зависит от следующего согласного звука и от гласного в следующем слоге.
Кажется, справиться с этим и другими заданиями ученику лицея №130 помогла логика. Нечасто встретишь школьника, в равной мере увлекающегося и математикой, и русским языком! По мнению Игоря Федорова, первая наука развивает умение обращаться с абстрактными объектами, а изучение родного языка совершенствует способность ясно выражать свои мысли. О том, не утеряна ли эта способность в последнее время, девятиклассник рассуждает довольно последовательно – как, впрочем, и положено математику:
– Сегодня много говорят о деградации нашего языка, но откуда мы знаем, что это именно так? Происходящие изменения позволяют людям по-прежнему понимать друг друга, а что еще требуется! Например, тем, кто общается в Интернете, неудобно использовать язык, которым писали письма в XIX веке, – значит, тенденция к экономии речевых средств помогает им. В то же время есть мнение, что обеднение речи заставляет нас мыслить узко и невнятно. Так что здесь есть и хорошие, и плохие стороны, и оценить их объективно, наверное, смогут только в будущем.
Вперед, к новым победам!
В Брянске участники Всероссийской олимпиады школьников провели почти неделю. За это время они успели посетить посвященный погибшим в годы войны мирным жителям мемориальный комплекс «Хацунь», историко-литературный музей-заповедник Ф. Тютчева «Овстуг», областной театр драмы им. А. Толстого и другие достопримечательности Брянщины.
Как признается сам Игорь Федоров, в Брянске ему очень понравилось, а победа на федеральном этапе предметной олимпиады стала для него значимым достижением. Возможно, он вновь поучаствует в соревнованиях в следующем году. А пока в свободное от учебы время школьник занимается балетом, посещает математический кружок «Совенок», читает книги и общается с друзьями. О планах на будущее он говорит со сдержанным оптимизмом:
– Есть много интересных профессий, но не всегда сразу понятно, окажется ли она полезна для общества, достаточно ли приносит средств для жизни… Конечно, совмещение всех факторов – это профессия мечты.
Что ж, время определиться с мечтами у Игоря еще есть. Перед талантливым лингвистом-математиком – сотни светлых дорог!
Елена НОСОВА
Фото автора
Комментарии