Белеет мой парус
Белеет мой парус
Лето в Сибири короткое, нужно успеть насладиться его дарами: солнцем и пусть рукотворным, но морем. И лучше делать это на всех парусах! Парусный спорт в нашем районе имеет давнюю историю: как только появилось Обское водохранилище, организовались и первые яхт-клубы. В 60-х были основаны «Водник», «Наука», «Энергия», потом появился «Чкаловец». Практически сразу начали проводиться парусные соревнования с участием спортсменов со всей Сибири и Дальнего Востока. Они приезжали в наш город со своими яхтами: небольшие судна можно перевозить в автоприцепе или по железной дороге. Однако не только к нам стремились яхтсмены: команда Новосибирской области успешно участвовала в турнирах всесоюзного и всероссийского уровня, Герман Манаков становился даже чемпионом России. Дети с ранней весны ездили на соревнования в Таганрог, Анапу, Сочи.
К сожалению, 90-е годы сказались на состоянии парусного спорта не лучшим образом: на плаву его поддерживал лишь энтузиазм тренеров и любителей. Парусный спорт – занятие достаточно дорогостоящее и кропотливое, ведь это не только «движение по воде», но и работа с такелажем, и метеорология, и гидрология. Для того чтобы подготовить профессионального яхтсмена, требуется как минимум три судна разных классов: «оптимист», «кадет», а затем более серьезная яхта – например, «луч», «летучий голландец» или «солинг». О том, чем сегодня живет и дышит парусный спорт в районе, рассказывает Наталья Гурьева, председатель гоночного комитета Парусного кубка Сибири.
– Наталья Васильевна, каждое лето на Обском море проводится Парусный кубок Сибири. Расскажите, пожалуйста, об этих соревнованиях. – В рамках кубка проводится пять регат. В этом году лето наступило поздно, поэтому мы не смогли провести своевременно первый этап. Первая регата – завьяловская гонка, состоящая из двух этапов: яхты идут до промежуточного финиша, потом обратно. Второй этап – «треугольники», старая олимпийская дистанция. Третий этап – крейсерская гонка, в этом году она стартует 31 июля. Четвертый этап – «Сибирская регата» – начинается 7 августа и станет самым напряженным: в прошлом году мы давали подряд восемь стартов для разных классов яхт. И, наконец, стомильная гонка «Золотая Орда».
– Насколько парусный спорт популярен сегодня?
– Основной приток в парусный спорт – это дети, у многих родители тоже гоняются. С детским спортом ситуация непростая. Лето у нас короткое, сезон гоночный маленький. Чтобы ребята получили опыт, позволяющий участвовать в соревнованиях всероссийского уровня, нужно вывозить их, например, на Черное море, где гонки проводят с марта по октябрь. Родители не всегда готовы вкладывать большие суммы в такую призрачную перспективу, как взращивание яхтсмена-профессионала. С другой стороны, если человек чего-то хочет, он найдет способ этого добиться, главное – дать ему возможность.
Приходят в парусный спорт и взрослые люди, у которых есть мечта, и они понимают, что могут ее осуществить. Бывает, что толчком становится отдых за границей, например в Хорватии. Потом приезжают, покупают яхту или находят место в каком-нибудь экипаже, учатся, получают права рулевых. Бывает, что взрослые новички с каждым годом гоняются все лучше и успешно соревнуются с теми, кто с пеленок под парусом.
– Получается, что парусный спорт все больше становится развлечением для богатых людей?
– Для развлечения покупают моторные яхты. Ходить под парусом сложно. Но я знаю случаи, когда люди со средствами покупают именно парусные яхты. Один из таких яхтсменов, обучившись, набравшись опыта, ходит теперь в кругосветку. А другой гоняется здесь, на собственной 25-тонной яхте, шкотовым, то есть простым матросом, и получает от этого массу удовольствия.
– А женщины в парусном спорте есть?
– Их немного. У нас есть один чисто женский экипаж. Но вот уже два года, как они гоняются только на короткие дистанции, потому что гонка – это физически тяжело. Бывает, что необходима мужская сила. – Существует ли проблема психологической совместимости экипажа? – Конечно. Бывает, что на берег сходят и не разговаривают друг с другом. Нет ничего необычного, что люди меняют экипажи, ищут, с кем легко и комфортно.
– Почему управлять яхтой так сложно?
– Нельзя сесть, почитать книжку, выучить правила и считать, что ты все знаешь. Чтобы доставить ее из точки А в точку Б, не всегда нужно идти по прямой. Мы слишком увлеклись скоростью: быстро добираемся из одного пункта до другого, быстро набираем информацию, у нас даже отношения становятся очень быстрыми. Раньше люди, пока шли пешком, успевали подумать. А сейчас, когда есть время подумать, мы уже не знаем о чем. Яхтенный спорт – это спорт философов и немножечко поэтов. Идти к цели нужно под действием ветра, и не всегда этот ветер дует. А иногда штормит так, что только бы выжить: экстрима хватает, спорт не для слабонервных.
Остается только определенный контингент, причем неважно, какой у людей уровень достатка и образования. У нас гоняются слесари и бизнесмены, хирурги и программисты – кого только нет. На море никого не интересует, кто ты есть за пределами этой ситуации. Когда на маленьком судне находятся в течение суток несколько человек, им просто некуда друг от друга деться. Штиль, холод, дождь проверяют, что ты собой представляешь.
Татьяна Яковлева Фото А. Гильберта -----------------------
К сожалению, 90-е годы сказались на состоянии парусного спорта не лучшим образом: на плаву его поддерживал лишь энтузиазм тренеров и любителей. Парусный спорт – занятие достаточно дорогостоящее и кропотливое, ведь это не только «движение по воде», но и работа с такелажем, и метеорология, и гидрология. Для того чтобы подготовить профессионального яхтсмена, требуется как минимум три судна разных классов: «оптимист», «кадет», а затем более серьезная яхта – например, «луч», «летучий голландец» или «солинг». О том, чем сегодня живет и дышит парусный спорт в районе, рассказывает Наталья Гурьева, председатель гоночного комитета Парусного кубка Сибири.
– Наталья Васильевна, каждое лето на Обском море проводится Парусный кубок Сибири. Расскажите, пожалуйста, об этих соревнованиях. – В рамках кубка проводится пять регат. В этом году лето наступило поздно, поэтому мы не смогли провести своевременно первый этап. Первая регата – завьяловская гонка, состоящая из двух этапов: яхты идут до промежуточного финиша, потом обратно. Второй этап – «треугольники», старая олимпийская дистанция. Третий этап – крейсерская гонка, в этом году она стартует 31 июля. Четвертый этап – «Сибирская регата» – начинается 7 августа и станет самым напряженным: в прошлом году мы давали подряд восемь стартов для разных классов яхт. И, наконец, стомильная гонка «Золотая Орда».
– Насколько парусный спорт популярен сегодня?
– Основной приток в парусный спорт – это дети, у многих родители тоже гоняются. С детским спортом ситуация непростая. Лето у нас короткое, сезон гоночный маленький. Чтобы ребята получили опыт, позволяющий участвовать в соревнованиях всероссийского уровня, нужно вывозить их, например, на Черное море, где гонки проводят с марта по октябрь. Родители не всегда готовы вкладывать большие суммы в такую призрачную перспективу, как взращивание яхтсмена-профессионала. С другой стороны, если человек чего-то хочет, он найдет способ этого добиться, главное – дать ему возможность.
Приходят в парусный спорт и взрослые люди, у которых есть мечта, и они понимают, что могут ее осуществить. Бывает, что толчком становится отдых за границей, например в Хорватии. Потом приезжают, покупают яхту или находят место в каком-нибудь экипаже, учатся, получают права рулевых. Бывает, что взрослые новички с каждым годом гоняются все лучше и успешно соревнуются с теми, кто с пеленок под парусом.
– Получается, что парусный спорт все больше становится развлечением для богатых людей?
– Для развлечения покупают моторные яхты. Ходить под парусом сложно. Но я знаю случаи, когда люди со средствами покупают именно парусные яхты. Один из таких яхтсменов, обучившись, набравшись опыта, ходит теперь в кругосветку. А другой гоняется здесь, на собственной 25-тонной яхте, шкотовым, то есть простым матросом, и получает от этого массу удовольствия.
– А женщины в парусном спорте есть?
– Их немного. У нас есть один чисто женский экипаж. Но вот уже два года, как они гоняются только на короткие дистанции, потому что гонка – это физически тяжело. Бывает, что необходима мужская сила. – Существует ли проблема психологической совместимости экипажа? – Конечно. Бывает, что на берег сходят и не разговаривают друг с другом. Нет ничего необычного, что люди меняют экипажи, ищут, с кем легко и комфортно.
– Почему управлять яхтой так сложно?
– Нельзя сесть, почитать книжку, выучить правила и считать, что ты все знаешь. Чтобы доставить ее из точки А в точку Б, не всегда нужно идти по прямой. Мы слишком увлеклись скоростью: быстро добираемся из одного пункта до другого, быстро набираем информацию, у нас даже отношения становятся очень быстрыми. Раньше люди, пока шли пешком, успевали подумать. А сейчас, когда есть время подумать, мы уже не знаем о чем. Яхтенный спорт – это спорт философов и немножечко поэтов. Идти к цели нужно под действием ветра, и не всегда этот ветер дует. А иногда штормит так, что только бы выжить: экстрима хватает, спорт не для слабонервных.
Остается только определенный контингент, причем неважно, какой у людей уровень достатка и образования. У нас гоняются слесари и бизнесмены, хирурги и программисты – кого только нет. На море никого не интересует, кто ты есть за пределами этой ситуации. Когда на маленьком судне находятся в течение суток несколько человек, им просто некуда друг от друга деться. Штиль, холод, дождь проверяют, что ты собой представляешь.
Татьяна Яковлева Фото А. Гильберта -----------------------
22.11.2024, 15:00
О незабвенной Замире 22.11.2024, 15:00
В поддержку спорта 22.11.2024, 15:00
Павильоны вернут 22.11.2024, 15:00
Корпус поточных аудиторий 22.11.2024, 15:00
Внимание: тонкий лёд! 22.11.2024, 15:00
Весело и безопасно 22.11.2024, 15:00
Вместо депутатов-иноагентов 22.11.2024, 15:00
Главный в минздраве 22.11.2024, 15:00
Сбор вторсырья 22.11.2024, 15:00
Не допустить эпидемии
Комментарии
Отметим, что при этом парус не входил в ДОСААФ.
Но интерес страны к воспитанию юной морской души существовал и материализовался. Страна нуждалась в моряках по призванию. Попробуйте сейчас найти в властных структурах кого - либо, имеющего корректное служебное взаимодействие с достаточно большим парусным флотом Новосибирска. Вот ночные клубы у нас есть, а официальных парусных - нет. Про "как -бы" яхт-клубы, а, реально, просто гаражи, я не говорю.