Балета вечная весна
Балета вечная весна
Танец – это всегда праздник души и тела для того, кто танцует, и его благодарного зрителя. Особенно если речь идет о балете.
Необычайный концерт состоялся 14 марта в ДК «Маяк». Зал был полон, и на сцену, не отрываясь, смотрело море удивленных, восторженных, сияющих глаз. Иначе, пожалуй, и быть не могло – ведь зрителям предстояло насладиться двухчасовым выступлением Натальи Бизяевой и ее учеников.
ЖЕНЩИНА, КОТОРАЯ ТАНЦУЕТ
Наталья Валерьевна родилась на Украине, в городе Николаеве, памятном советским модницам как родина отечественной губной помады. В Сибирь семья переехала, когда она была пятиклассницей. В те годы о танцах Наташа даже не думала.
– С какого возраста вы начали танцевать?
– В детстве я занималась спортивной гимнастикой. Так случилось, что в 17 лет оборвалась моя спортивная карьера. Потом был аграрный институт, замужество и рождение детей, а в 23 года я пришла в танцевальный класс ДК «Юность». Сначала это было просто хобби, потом создала свою студию и стала учить этому искусству детей. В 1986 году родился наш шоу-балет.
– Собственное творчество и преподавание танца... Педагогика вписывалась в ваши планы?
– У любого хорошего дела найдутся последователи, у каждого художника, актера, литератора есть ученики. В этом нет ничего необычного. Когда человек достигает определенных высот в любимом деле, ему просто необходимо делиться своим опытом и навыками. Всегда радуюсь, видя, каких успехов добиваются мои ученики.
– А что танцуют в повседневной жизни?
– Научившись правильно и красиво двигаться под музыку, можно танцевать что угодно. Разумеется, у них есть любимые номера, которые девушки охотно исполняют на каких-то школьных и студенческих вечеринках. Кое-кто подрабатывает, танцуя в клубах и ресторанах.
– Приходится ли танцовщице во имя искусства лишать себя счастья материнства?
– У многих моих взрослых учениц есть дети. Сама я три раза мама, и уже один раз – бабушка! Для сохранения фигуры есть масса способов. Прежде всего, это диета, здоровый образ жизни и занятия, тренировки, репетиции. Только при условии упорной, ежедневной работы над собой можно достигнуть больших высот. Кстати, не только в танцах. Это относится и к жизни вообще.
– Среди ваших девочек немало таких, которых никак не назовешь худышками. Важна ли комплекция для занятий танцами?
Физиология здесь не ограничитель. Это еще один веский плюс шоу-балета. При правильном подходе педагога, удачном подборе партии в танце заниматься у нас может любая девушка. Регулярные тренировки помогут поддержать тело в хорошем состоянии человеку с любой конституцией.
– Почему именно шоу-балет, а не классика с пачками и пуантами?
– Классика прекрасна, и все, что возникает на нашей сцене, мы делаем на основе классического балета. Но это все же довольно ограниченный репертуар и жесткие рамки, которых необходимо придерживаться. Шоу-балет дает возможность импровизации, расширяет гамму, позволяет создавать новые формы, образы, сюжеты. Словом, существенно обогащает палитру режиссера-постановщика и хореографа.
– Труд постановщика освоен сразу после создания своей студии? Есть ли помощники в этом нелегком деле?
– Сначала ставила только отдельные танцы, а после самостоятельно поставленного спектакля «Чиполлино» стали выходить спектакли и авторские шоу-программы. Сегодня постановкой танцев, как и их преподаванием, занимаются уже мои ученицы Надежда Сергеева, Елена Савинкина, Светлана Никитенко. Удивительный образ героини для танца «Обещанная» был создан специально для нашего коллектива режиссером Валерием Стефаниевым. Им же разработан мой сольный номер «Любимым мужчинам».
УРОКИ ДОБРОЙ ФЕИ
На сцене между тем разворачивались удивительные события. Так получилось, что зрители могли увидеть абсолютно всех юных и опытных учеников Натальи Бизяевой. Этот вечер стал концертным сразу для трех танцевальных коллективов. Свои сольные и групповые номера на суд публики представлял и старый состав шоу-балета, репетировавший ранее в «Юности», и недавно созданный для молодежи театр танца «Маяк», и дебютанты – малыши из детского балета. Море костюмов, горы реквизита…
Программа была составлена мастерски. Отказались от традиционного конферанса, объявлений каждого номера ведущим, не было и голоса за кадром. Вместо этого желающие могли взять программку и из нее узнать название композиции и постановщика.
Уроки географии в танце – это удивительная музыка, яркие самобытные костюмы, совершенно неподражаемые движения. Словно мы летим на ковре-самолете и перед нами разные страны. Вот холодная внешне и темпераментная внутри Ирландия, страстная Испания, завораживающее пенье уда и ритмичный стук турецких барабанов.
Восточным танцам Наталья Валерьевна училась в Турции. Комментируя эту часть своего творчества, она сразу оговаривается, что на подмостки выносятся только стилизованные эстрадные варианты. Однако этого вполне достаточно, чтобы зажечь пламя в сердце любого мужчины и проникнуться глубокой философией женского танца, давно ставшего на Востоке частью семейного культа.
География сменяется литературой. Древние библейские мотивы Ближнего Востока, бури разнородных чувств героев и героинь. И вновь восточная тема, повествующая о шатрах и караванах.
В дивном расписании нашлось место и зоологии. Ах, какая милая киска, с белыми мягкими лапками и чарующей грациозной пластикой! Миниатюрной девушке удалось довольно точно передать характер всеобщей любимицы, которая сотворит любую шалость, но будет немедленно прощена хозяевами за свою мягкость и пушистость.
Композиция «Потусуемся?» похожа то ли на урок физкультуры, то ли на переменку в старших классах. Впрочем, они и в жизни очень похожи друг на друга.
ХРАНИ НАС, АНГЕЛ!
Авангардный спектакль «Голос ангела», поставленный на музыку группы «Гонг» из концерта «Angels AGG» 1973 года стал своеобразным финальным аккордом вечера. В нем показана жизнь, идущая по извечному кругу. Где-то есть у нас ангел-хранитель. Он стоит рядом, заботливо предостерегая нас от ошибок. Слышим ли мы его тихий серебряный голос?
После метаний по сцене и залу хрупкая девушка в костюме ангела возвращается к остальной труппе шоу-балета, чтобы, подобно своей наставнице Наталье Бизяевой, вести этих настойчивых и в то же время ранимых творческих людей к новым высотам в танцевальном мастерстве и жизни.
Немало сложностей выпало на долю коллектива: переселение в новое культурное учреждение, где нет балетного класса, вечная нехватка средств на костюмы, каждый из которых обходится сегодня недешево. Но, не смотря ни на что, они продолжают танцевать и радовать нас своим прекрасным искусством. Сейчас и дети, и взрослые готовятся к очень серьезным конкурсам. Вместе не страшно! С таким замечательным педагогом и руководителем преодолимы любые трудности. Наталья Бизяева относится к тем немногим учителям, которые танцуют вместе с учениками. Вместе она репетирует и выступает на сцене, воодушевляя личным примером, заражая оптимизмом и желанием достичь большего. Так когда-то делали и Анна Павлова, и Галина Уланова.
Светлана КНИЖНИК
Фото автора
Комментарии
Специально для "главного грамотея" кое-что накопал в словаре
Необычайный
Необычайный - , необычайная, необычайное; необычаен, необычайна, необычайно. Исключительный, поразительный. Необычайное явление.
Вообще спорить с Книжник в знании русского языка - номер дохлый. Со школы знаю. Она класса с третьего ни одного конкурса не проиграла
Фотография не для газеты.
"ГОЛОС АНГЕЛА" назывался
Что за "необычайный" концерт? Где автор учился русскому языку?