Анатолий УЗДЕНСКИЙ: «В Москве я в творческой командировке!» (обновлено)
Анатолий УЗДЕНСКИЙ: «В Москве я в творческой командировке!» (обновлено)
Так случилось, что это интервью наш корреспондент Юрий Татаренко взял у народного артиста РФ незадолго до того, как Анатолий Ефимович ушел из жизни. Мы успели разместить его только в электронной версии «Навигатора», в газете оно планировалось на этой неделе. 12 августа известного актера не стало... У него были большие планы. А еще между делом он сказал: хочу, чтобы похоронили меня в Новосибирске. Слова оказались пророческими... Он сам, наверное, не представлял, как скоро это случится. А может, наоборот, чувствовал... Это одно из последних интервью актера.
Анатолий Ефимович Узденский родился в 1952 году. Народный артист РФ. Окончил Новосибирское театральное училище. Служил в Новосибирском драмтеатре «Старый дом» и Санкт-Петербургском «Театре на Литейном». С 2005 года – актёр Московского театра «Современник». Участник спектаклей «Три сестры», «Поздняя любовь», «Мален», «Виндзорские насмешницы», «Три товарища», «Джентльменъ», «Шарманка». Снялся в кино- и телефильмах «Рой», «Дом на набережной», «Тупой жирный заяц», «Краткий курс счастливой жизни» и др.
– Какими судьбами в родном Новосибирске?
– Уехал 15 лет назад, но возвращаюсь сюда по пять раз в год. До сих пор считаю, что в Москве я просто в творческой командировке (улыбается). Стараюсь по мере возможностей следить за театральной жизнью столицы Сибири. Очень понравился новый спектакль «Социопат» в родном «Старом доме». Вообще-то довольно осторожно отношусь к использованию на сцене разных новомодных штучек. Мне нравится, когда коллегам удаётся передать дух эпохи, заявленной автором пьесы. Но проще сработать на внешнее: довелось видеть, как Гурмыжская в брючном костюме под хиты 60-х годов продаёт лес… Братцы, помилосердствуйте: не надо превращать Островского в трёхчасовой капустник!
– Как изменился «Старый дом» за время вашего отсутствия?
– Естественно, слежу за самочувствием труппы. Рад, что появились интересные ребята: Толя Григорьев, Тимофей Мамлин, Ян Латышев. Далеко не в каждом столичном театре можно встретить столь мощное молодое актёрское трио!
Если продолжить разговор о «Социопате», мне понравилась пьеса, которую создал нынешний главреж театра Андрей Прикотенко, переписав шекспировского «Гамлета». Между прочим, первую пьесу, которую Андрей привёз в Новосибирск в середине 90-х, переписывал я! Надо было добавить живости, юмора в изначально не самый удачный текст. И роль в спектакле «Саня, Санька, Александр» стала одной из любимейших. К сожалению, играли эту вещь не очень долго: сразу несколько участников спектакля покинули театр. Вводить других артистов сложно – когда материал застроен на определённые индивидуальности, лучше ничего не трогать…
– Выходит, незаменимые-то есть!
– Ну, это только в политике есть незаменимые люди (хитро улыбается)… А в искусстве не так. Хотя вот ушёл из жизни Михаил Ульянов – и я до сих пор не вижу, кто мог бы его заменить! Нет у нас сейчас артистов такого масштаба. Взять хотя бы его роль в картине «Ворошиловский стрелок» – ну ни грамма фальши, веришь каждому слову и движению! А вот другие сильные артисты с возрастом теряют своё мастерство и обаяние, начинают походить на чиновников – особенно, когда становятся худруками и директорами театров. В глазах зажигается огонёк хитрости и хищности… Из зала это прекрасно видно. И если этот артист играет человека бескорыстного, с открытой душой – хочется повторить за Станиславским: «Не верю!»
– А видно ли вам, чем сегодня жив человек?
– Миром правят деньги. Конечно, всем приятно, имея средства, ни в чём себя не ограничивать. Но когда уже всё на свете измеряется в деньгах… На этом национальной идеи не создать. Верю, что торжествующий меркантилизм – не навсегда. Иначе общество быстро умрёт, не выдержав этого ужаса.
– Ощущаете особый дух «Современника», где служите?
– Очень уважаю художественного руководителя нашего театра Галину Борисовну Волчек, она незаурядный человек. Прекрасно понимает обе профессии – актёра и режиссёра. К артистам – всегда с большим сочувствием, старается всегда идти навстречу. Когда Рогвольду Суховерко сделали операцию на голосовых связках, он стал играть в массовке – его не уволили! Другая актриса играет без ноги – сидя… Такое отношение к людям сцены дорогого стоит.
– Есть ли спектакль в репертуаре «Современника», про который могли бы сказать: «Жаль, что не занят в нём…»?
– Отвечу так: рад, что много лет играю Чебутыкина в «Трёх сёстрах», что публика всякий раз очень тепло принимает нас. Кого хотел бы сыграть? Наверное, Гаева в «Вишневом саде» – это что касаемо классики. А из современных постановок как-то ничто особо не зацепило так, чтобы вздохнуть: «Эх, такая роль – и мимо меня прошла!» Да и все эти новомодные опусы как-то слишком быстро сходят с репертуара…
Осенью Миша Ефремов начнёт репетиции спектакля по пьесе Вани Охлобыстина. Это история о театральном закулисье, довольно смешная. У меня уже был положительный опыт сотрудничества с Ефремовым в «Шарманке». Надеюсь, займёт меня и здесь. Премьера запланирована на декабрь.
– Главное открытие в театральной Москве?
– С изумлением столкнулся с тем, что талант актёру не так уж и важен – в отличие от связей и наглости, умения пробиться. А связи иметь проще тем артистам, кто в Москве учился и стал работать по специальности. Я же в столице – варяг. Хотя в театре ко мне неплохо относятся, знают мои возможности, Галина Борисовна несколько раз лестно отзывалась о моих ролях…
– У вас более 60 ролей в кино и на ТВ. Какие съёмки и чем запомнились?
– Сильнее всего запоминается участие в несостоявшихся фильмах. Как-то снимался у Чухрая. Кастинг шёл – год! Ну, Павел Григорьевич тщательно ко всему подходит. Отстоял меня перед продюсерами, что советовали взять на мою роль Маковецкого или Ефремова. Чухрай тогда им ответил: «Узденский – именно тот, кто мне нужен!» И мы уехали в экспедицию в Казахстан, под Алматы, отработали там два месяца. Картина называлась «Москва 400»: киногруппу «Мосфильма» отправили на Семипалатинский полигон снимать испытательный взрыв водородной бомбы, и никто понятия не имеет, насколько это опасно. У меня была большая роль – одного из двух кинооператоров, а напарника играл Гармаш.
Помню, лежим с ним на пляже Капчагайского моря – у нас выходные. И вдруг приезжает продюсер картины и заявляет, что закрывает проект: съёмки идут слишком медленно, убытки большие…
Сейчас снимаюсь в другой картине на ядерную тему. В Белоруссии идёт работа над сериалом «Чернобыль». Своеобразная там, конечно, трактовка известных событий – всякие шпионские дела. Подробностей рассказывать не буду. Играю министра среднего машиностроения. К осени планируем всё отснять, потом монтаж, а по телевизору, даст бог, покажут в следующем году.
– Есть творческие планы, связанные с Новосибирском?
– Люблю этот город, меня тянет сюда. Собственно, всё, что мог получить в Москве за 15 лет, я получил. Теперь мечтаю создать в Новосибирске новую классную антрепризу – что-то наподобие столичного Театра наций: с приглашением известных режиссёров, артистов, художников, музыкантов. И запустить здесь новую творческую волну – а то народ варится в собственном соку…
Понимаю, что есть целый ряд сложностей – с тем же помещением, к примеру. Для начала можно арендовать крыло какого-либо ДК – и стоит это совсем недорого. Думаю, после сентябрьских выборов надо встретиться с губернатором и обсудить эту тему.
Юрий ТАТАРЕНКО
Фото из открытых источников
Комментарии