Академик Аганбегян о путях выхода из кризиса
Академик Аганбегян о путях выхода из кризиса
В Академгородке прошёл форум ведущих экономистов страны. В рамках конференции «Экономика Сибири в условиях глобальных вызовов XXI века» состоялась юбилейная семидесятая встреча Международного клуба директоров.
Международный клуб директоров был создан по инициативе академика Аганбегяна в 1983 году. За 35 лет организация не потеряла своей актуальности. Совещания руководителей промышленных предприятий с учёными-экономистами проходят два раза в год в разных городах России и за рубежом. Итогом встреч становятся рекомендации по решению насущных проблем экономики, восстановлению хозяйственных связей, здесь методом мозгового штурма вырабатываются управленческие решения, специалисты обмениваются опытом.
На заседании клуба пышных приветствий и торжественных речей обычно нет. И на этот раз обстановка была деловая. Центральным стало выступление академика РАН заведующего кафедрой экономической теории и политики Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Абела Аганбегяна.
– Последние шесть лет наша страна находится в совершенно новом состоянии – стагнации и рецессии... Неожиданно в 2013 году втрое сократились темпы развития, рост валовой продукции составил всего 1,3%. Промышленность остановилась. Немножко снизились инвестиции, хотя до этого три года они росли. Экспорт вдруг сократился. Те же процессы наблюдались в строительстве. В полтора раза упал финансовый результат деятельности предприятий. Фондовый рынок не достиг даже уровня 2008 года. Что произошло? – задаётся вопросом учёный и называет сразу несколько причин. – Во-первых, резкое падение цен на нефть. Со 110 долларов в июле они уже к концу 2014 года упали до 60 долларов. Во-вторых, санкции, которые Европа, США и другие развитые страны начали принимать против России со второй половины 2014-го. Прежде всего, финансовые – Россию попросту выгнали с мирового финансового рынка, а зарубежным инвесторам запретили покупать и размещать облигации, российским компаниям больше не дают займы.
– Другое сильное ограничение, – продолжает Абел Гезевич, – запрещение поставок в Россию продукции двойного назначения, то есть той, которая может использоваться в оборонных целях. Что отражалось на деятельности практически любого обрабатывающего центра, в котором можно делать детали как для танка, так и для трактора, многих видах химического производства. К нам категорически не разрешено экспортировать любое новое нефтегазовое оборудование, которое позволяет бурить на шельфе.
Каковы же пути выхода из кризиса? Выполнимы ли указы президента от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»?
– Экономический подъём возможен только при форсированном росте инвестиций в основной капитал и вложений в человеческий капитал, – считает академик. – Источниками инвестиций для оздоровления экономики могут стать несколько ресурсов.
Первый из возможных – инвестиционный банковский кредит. Сейчас финансово-кредитные организации владеют активами в 85 триллионов рублей, что более чем в два раза превышает объём государственных денег во всех госбюджетах и внебюджетных государственных фондах (а это 40 триллионов). Пока из банковских активов на инвестиционное финансирование идёт 1,3 триллиона. Для сравнения: в США и Германии объём инвестиционного кредитования 42 и 53% соответственно.
Вторым источником может быть использование части золотовалютного резерва на кредитование в объёме 15-20 миллиардов в год на 5-7 лет для технического перевооружения действующего производства. Новое высокотехнологичное строительство способно окупаться за 10-12 лет. Эти средства могут обращаться и возвращаться.
Третий источник – приватизация предприятий и организаций, контролируемых государством. Эта мера будет создавать конкурентную среду и цивилизованный рынок.
Есть и ещё ряд мер, позволяющих профинансировать необходимый сейчас подъём производства и выделить средства для здравоохранения и образования.
Если снять налог с прибыли с той части, откуда черпаются инвестиции, то предприятия смогут их увеличить. Сейчас долг государства, включая Центральный банк, – 51 миллиард долларов. Это 3% валового продукта. Низкий уровень госдолга позволяет привлекать 30-40 миллиардов в год под невысокий процент у стран ОПЕК, у Саудовской Аравии, Тайваня или Китая.
Какими решениями воспользуется правительство для выполнения майских указов президента будет ясно со временем. Но пути решения есть.
Евгений МАРКОВ
Комментарии