Агломерация: перспективы и жизнь
Агломерация: перспективы и жизнь
В июле межведомственная рабочая группа Министерства регионального развития РФ включила Новосибирскую область в число 16 пилотных проектов по апробации и совершенствованию механизмов управления развитием городских агломераций в стране. Это значит, что теперь областное правительство более плотно будет заниматься организацией территории, которую принято называть Большой Новосибирск, и для Советского района, скорее всего, откроются новые перспективы.
27 августа по инициативе главы района Валерия Шварцкоппа в администрации прошло совещание по развитию Новосибирской агломерации. В нем участвовали курирующий этот проект врио замгубернатора Сергей Сёмка, представители областного правительства, мэрии и районной администрации, депутаты, главы соседних муниципальных образований, руководители ряда предприятий и организаций, в том числе общественных. Общественники и стали основными докладчиками, попытавшись обозначить место и роль нашего района в агломерации.
Центр притяжения
Агломерация, согласно словарям, это группировка поселений с развитыми производственными, культурными и рекреационными связями. В нашем регионе скопление населенных пунктов, где сосредоточено почти 2/3 жителей, сложилось исторически: в радиусе около 50 км от Новосибирска находятся Кольцово, Бердск, Искитим, Краснообск, Обь. Тесные социально-экономические связи между поселениями есть, но важно официально закрепить статус агломерации, обозначить принципы взаимодействия муниципальных образований и концепцию их общего развития. Объединение определенных видов деятельности в одном месте даст «агломерационный эффект» – экономию затрат, повышение инвестиционного потенциала и условия для развития бизнеса. В результате, считают разработчики проекта, станет более комфортной жизнь каждого из нас.
Сегодня создана схема территориального планирования, включающая 12 муниципальных образований, отметил во вступительном слове Сергей Сёмка. Выделены зоны опережающего развития агломерации. Это прежде всего Аэросити – транспортно-логистический центр, включивший аэропорт Толмачёво и прилегающие поселения, и Наукополис, в который входят Академгородок, наукоград Кольцово и поселок Краснообск. Первоочередные задачи – разработка транспортной схемы и создание единого органа управления, решения которого были бы обязательны для всех субъектов агломерации.
Когда в товарищах согласья нет…
Актуальность этих задач общественниками была обозначена давно, аналитическая записка с выводами передана в правительство НСО, отметил член координационной группы районного Ландшафтного совета Антон Колонин. Будущий Наукополис растет, и отсутствие единого плана развития с Новосибирским районом приводит к нелепым ситуациям. Например, вдоль дороги на Ключи, которая наверняка потребует расширения, проложили газопровод; там, где пройдет Восточный обход, строятся разномастные коттеджные поселки; на месте, где задумано создание IT-кластера, находится лесопитомник… До принятия общих решений по планам развития, подчеркнул Антон Германович, следовало бы ввести ограничения на выделение земли под застройку, зарезервировать участки для инвестпроектов. Сергей Сёмка согласился с разумностью предложения, однако заметил, что Земельный кодекс не позволяет резервировать участки. Тем не менее механизмы урегулирования противоречий надо искать, иначе хаотическое развитие территории будет продолжаться.
Что касается развития транспортного каркаса, Антон Колонин предложил строить двухуровневые развязки, дублирующие дороги и трассу, которая связала бы Кольцово, Нижнюю Ельцовку и Краснообск – еще через один мост. Сегодня особенно сложная ситуация в микрорайоне «Щ». Три десятка лет назад, допустим, проектировщики не могли предугадать, что будет столько автомобилей. Сейчас это очевидно, но продолжается точечное строительство без привязки к возможностям дорожной сети. В агломерации застройку и дороги надо продумывать в комплексе, отметил Антон Колонин, иначе не избежать транспортного коллапса.
Будущее – одно на всех
Согласованное видение развития важно не только главам муниципальных образований, но и руководителям всех работающих на территории структур, подчеркнула исполнительный директор общественного фонда «Академгородок» Наталья Пинус. Надо четко понимать, какие объекты здесь появятся, кто тут будет жить, чем люди станут заниматься. Ответы на эти вопросы есть у каждого отдельного субъекта, но единой концепции не существует.
Фонд «Академгородок» попытался сформировать общее видение долгосрочных перспектив развития ННЦ и прилегающих территорий. Сотрудники Института социологии провели около 40 интервью с ведущими учеными, инноваторами, представителями власти, бизнеса, сферы образования. Их попросили дать оценку нынешнего положения и возможные сценарии развития. Сейчас завершается анализ опроса, на его основе специалисты предложат базовый сценарий территориального развития, а затем, после его обсуждения, будет создана «дорожная карта» с перечнем задач, участников, источников финансирования. На эту работу средств пока нет, и Наталья Ивановна попросила участников совещания поддержать инициативу фонда.
Сохраняя лучшее, внедрять новое
Сопредседатель ОО «Дорога» Лев Шепелянский остановился на том, как можно оптимизировать сообщение в Наукополисе и агломерации в целом. Важнейшая роль должна быть отведена железнодорожному транспорту, созданию пересадочных узлов на станциях «Сеятель», «Обское море» и «Иня». Дороги в Левобережье разгрузил бы скоростной трамвай от ул. Петухова до ОбьГЭС, причем при использовании существующих железнодорожных путей этот проект обошелся бы недорого. А до Краснообска можно пустить троллейбус с автономным ходом, ресурс которого – до 60 км без подзарядки. Этот транспорт и экономичный, и экологичный, отметил Лев Абрамович.
В Академгородке возможно развитие и альтернативного транспортного каркаса с пешеходными маршрутами и велодорожками через зеленые зоны. Его создание неразрывно связано с будущим рекреационных зон, туристического кластера и спорта. О том, что планируется в этом направлении, рассказала замглавы администрации Людмила Грохотова. Те места, где люди смогут отдохнуть, важно сохранять и развивать. Ведь одна из основных задач агломерации – создание сбалансированной среды, в которой люди хотели бы жить, работать и отдыхать.
Вместо послесловия
Некоторые заключения и предложения выступавших вызвали бурную дискуссию. Какие-то рассуждения с позиции представителей правительства области, обладающих большим объемом информации, и впрямь выглядели местечково. Тем не менее глава района Валерий Шварцкопп отметил, что цель мероприятия достигнута: до тех, кто занимается развитием агломерации, донесено видение жителей района, обозначены ключевые вопросы и болевые точки, и есть надежда, что предложения «снизу» будут учтены в разработке технических заданий по Наукополису.
Пилотный проект Минрегиона РФ по агломерациям будет реализовываться до 2016-го. Два года уже ушло на разговоры, заметил Александр Кычаков, председатель фонда «Эндаумент НГУ», за это время другие субъекты РФ успели существенно продвинуться. Участвующие в совещании согласились: пора и нам переходить к конкретным действиям.
Татьяна ОСИПОВА
Комментарии