10 лет в латах и шлемах
10 лет в латах и шлемах
Студия «Ролевые игры», работающая в Центре дополнительного образования «Солнечный» (ЦМТ «Мир молодежи»), отметила в минувшем декабре свое десятилетние. О достижениях рассказал ее бессменный руководитель, педагог Андрей Макаров.
Начало большой игры
– Я пришел работать в систему дополнительного образования, поскольку мне нравилось участвовать в творческих выступлениях, организованных Валерием Липенковым, директором «Музея Солнца». Сначала в ЦДО «Солнечный» был педагогом-организатором, а в 2002 году, собрав группу единомышленников, создал студию «Ролевые игры». Она объединяет тех, кто интересуется этнографией, театром, фехтованием, ролевыми играми, исторической реконструкцией. Возрастной охват – от старших школьников до студентов и работающей молодежи. Образовательная программа, построенная по принципу «обучение и воспитание через игру», рассчитана на два года с возможностью продолжения работы в студии, – рассказывает Андрей Геннадьевич.
Стоит пояснить, что ролевая игра – это творчество, внешне похожее на театр. Разница в том, что финал игры открытый, в ней нет пассивных зрителей, все – ее активные участники. Чтобы участвовать в игре, необходимо достаточно много знать и уметь. Темы реализуемых проектов разнообразны: средневековая, новая и новейшая история, фантастика, любые авторские и литературные миры. Основные направления – Киевская Русь и Скандинавия эпохи викингов. Традиция ролевых игр в России насчитывает примерно два десятка лет, охватывает сотни человек из разных городов, десятки клубов и студий.
– Некоторые считают, что ролевые игры – что-то вроде военно-спортивной игры «Зарница». Это не совсем так, – уверяет Андрей Макаров. – Полноценная ролевая игра по средневековью – кусок разноцветного полотна истории. На нем игрок может выбрать любую роль, испытать то, что чувствовал король, рыцарь, монах, купец, менестрель или крестьянин, стать героем любимой с детства книги Александра Дюма или Вальтера Скотта. При этом его судьба в мире игры зависит от него самого, его друзей и личных умений. Ролевые игры необязательно связаны с войной или историей, есть игры-фэнтези или с детективным сюжетам. Они могут проходить как в загородном лагере, так и в клубе. Итогом любой игры становятся новые знания и умения, творческие успехи и яркие впечатления.
Многоликая и разноплановая студия
– Если подросток хочет научиться шить народные костюмы – он пойдет в фольклорную студию. Если намерен научиться фехтованию – в спортивную секцию, интересен театр – в театральный кружок, захочет изучать историю – запишется в клуб историков. Но только в студии «Ролевые игры» можно получить все это сразу, потому что у нас комплексный подход к творчеству, – продолжает руководитель студии. – В начале учебного года, когда приходят новички, мы рассказываем о наших проектах, играх и выступлениях, показываем фото и видео, даем подержать в руках оружие и снаряжение, приглашаем примерить исторические костюмы и доспехи. Боец должен быть сильным и выносливым, ведь полный комплект доспехов и оружия весит около 20-25 килограммов.
Далее занятия идут по двум параллельным курсам – «История» и «Ролевые игры». Первое направление – лекции по периоду средневековой Руси, где освещаются сложные моменты, выходящие за рамки школьной программы.
– Особенность лекций в том, что они идут в режиме диалога, – поясняет Андрей Макаров. – Обучаю истории посредством игры – это интереснее, чем формальный школьный подход.
В студии организуются мастер-классы по актерскому мастерству, собственно сюжетно-ролевые игры, идет активное обсуждения проектов. В столярно-слесарной и швейной мастерских изготавливают снаряжение и реквизит к будущим играм: оружие из пластика, доспехи из металла, войлока или кожи. Нерушимое правило: научился сам – научи товарища.
– Одно из направлений – артистическое фехтование, – продолжает Андрей Геннадьевич. – Это состязание с использованием учебного оружия и доспехов, стилизованных под исторические аналоги. В финале прошлогоднего городского конкурса «Формула успеха» группа наших ролевиков была отмечена призом и дипломом лауреата.
Участники студии проводят показательные выступления в школах, на детских праздниках и народных гуляньях, летом выезжают на полевые игры. Масштабы впечатляют: например, на традиционные майские военно-исторические игры, посвященные Дню Победы, собираются до 700 человек из разных регионов.
К новым победам!
Сегодня в списках студии 34 человека, но всего за 10 лет подготовку прошли не менее 150 юношей и девушек. Есть у них друзья и единомышленники: новосибирская студия исторического танца «Медиваль», бердский клуб исторической реконструкции «Северный берег», КЮМ «Дельфин», НВВКУ.
В творческих планах Андрея Макарова провести серию игр по истории XX века, от Первой до Второй мировых войн. Хочется сделать павильонную игру по повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу» и устроить большую фотовыставку по мотивам клубных мероприятий. У ребят замечательный девиз: «Бывает трудно, долго и дорого. Невозможно – не бывает».
Светлана КНИЖНИК
Фото из архива А. Макарова
Комментарии