Завершился фестиваль актуального театра «Гравитация»
Завершился фестиваль актуального театра «Гравитация»
Событие было организовано в партнёрстве с фестивалем «Золотая маска» при поддержке министерства культуры Новосибирской области в рамках национального проекта «Культура».
С 18 по 31 октября на различных площадках проходили показы самых ярких отечественных спектаклей последних сезонов и уникальных пластических произведений от лучших хореографов современности, философские лекции, танцевальные лаборатории, аудиальные перфомансы. «Гравитация» притянула на свою театральную орбиту коллективы из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Перми, Новосибирска и Казани.
- У нашего фестиваля есть логика открывающего сознания, позволяющая нам посмотреть на что-то классическое и традиционное с новой стороны. Есть желание показывать театр современный, но в то же время открытый, демократичный, внятный, - заявила арт-директор Оксана Ефременко.
Большое внимание знатоков современного танца привлекли постановки Ксении Михеевой «Последнее чаепитие» и «Место, которого ещё не было», награждённые «Золотыми масками», проект «Vasilevadanceco» Ольги Васильевой «Адам и Ева», спектакль «Материя», созданный коллективом «Context. Diana Vishneva» перформанс «SAK-SOK» творческого объединения «Алиф», композиция «Я танцую, пока ты смотришь на меня» театральной компании «Немхат».
- Это спектакли-истории, где нет привычного для нас нарратива, но есть замечательные работы хореографов экстра-класса, - отметила гендиректор фестиваля Татьяна Ильина.
По признанию актера театра «Старый дом» Анатолия Григорьева, казанский «SAK-SOK» его «полностью перепахал». Сюжетная основа этого спектакля – древний татарский баит о братьях Саке и Соке, которые поссорились из-за наконечника стрелы, были прокляты матерью и превращены в птиц.
Драматическую программу украсили воронежские спектакли «Ребёнок» и «Господа Головлёвы».
- Я видела интересный спектакль воронежского Камерного театра «Двенадцатая ночь» по Шекспиру. Очень захотелось посмотреть, как режиссёр Дмитрий Акриш интерпретирует русскую классику. Всё зрительское внимание сосредоточено на актёрах, хочется выделить Бориса Алексеева, сыгравшего Иудушку, на нем держится весь спектакль. Стяжатель Иудушка делает семейное гнездо неживым местом. Но того, кто разрушает родственные связи, ждёт неотвратимое возмездие - режиссёрский месседж внятен, - сообщила после поклонов приехавшая из Томска эксперт «Золотой маски» Татьяна Веснина.
Запомнилась и постановка столичного Театра наций «Саша, привет!» В основу спектакля лёг известный роман-антиутопия писателя Дмитрия Данилова, главные роли сыграли звёзды российского театра и кино Игорь Гордин и Наталия Вдовина.
Известные артисты Дмитрий Куличков и Роза Хайруллина блистали в комедии абсурда «Где ты был так долго, чувак?» столичного театра «Место». Журнал «Афиша daily» отмечает: «Антон Фёдоров предлагает театр поломанной логики и почти интуитивной эмоциональной восприимчивости. Фёдоров разрабатывает свой режиссёрский код, декодировать который способны только единомышленники: они и под «Джимми, Джимми, ача, ача» станцуют, и поймут, отчего тоскует Чебурашка. В какой-то момент ты перестаёшь искать логику, становится пряно и тепло, ты не стремишься распознать все ингредиенты и довольно быстро начинаешь получать удовольствие от их неочевидного сочетания».
Сильнейшее впечатление оставил «Идиот», поставленный в питерском «Приюте комедианта» режиссёром Петром Шерешевским, который хорошо знаком новосибирским театралам по целому ряду постановок в «Красном факеле».
Новосибирск на «Гравитации» был представлен тремя премьерами «Старого дома»: «Котлован», «Вавилон» и «Дачники».
«Котлован» в режиссуре Антона Фёдорова – вселенная суровых и наивных мужчин, которые из подручных средств упорно складывают лучший мир, где человека труда ждёт коллективное счастье. Мастеровые люди, копающие гигантский котлован, ощущают долготу времени, плакатные лозунги перетекают в живую речь, а все исторические контексты проваливаются в Лету.
Действие горьковских «Дачников» перенесено в наши дни. В загородном особняке адвоката Басова справляется новоселье: дом мечты наконец построен, друзья и партнёры приехали отметить событие. Смех, споры, звон бокалов... Однако на фоне внешнего благополучия резче и острее проявляются углы внутренних человеческих кризисов, которые неминуемо ведут к драматическим событиям.
- Интрига наших «Дачников» заключается в том, что это будет спектакль в спектакле. Горький доводит фарсовый ключ до упора в четвёртом акте, где все потуги героев становятся очевидно бессмысленными, а сами они выглядят нелепо и смешно, как персонажи трагикомической пьесы. Собственно, Горький намекает нам, что каждый из дачников – всего лишь маска, которая действует по законам жанра. Но мы здесь не выступаем обличителями и намеренно уходим от «горьковского клише». Это искренний разговор о людях, которые вызывают сочувствие, улыбку, сопереживание, - рассказывает режиссер Никита Кобелев.
Фестиваль вызвал бурю зрительских эмоций. Его называли отрывом, праздникм высокого искусства. Он действительно стал заметным событием в культурной жизни столицы Сибири.
Юрий Татаренко
Фото со спектакля «Где ты был так долго, чувак?»,
предоставлено пресс-службой фестиваля
На снимке: актриса Роза Хайруллина.
Комментарии