«Красный факел» выпустил несмешную комедию
«Красный факел» выпустил несмешную комедию
24 февраля при аншлаге прошла генеральная репетиция спектакля «Люди своевременных взглядов» по рассказам популярного писателя Александра Цыпкина. Режиссёр новой постановки – Александр Созонов, известный новосибирской публике по музыкальной сказке в «Глобусе» «Чёрная курица и невидимый сад».
Изюминкой сценического воплощения цыпкинской прозы стало участие в премьерных показах автора в роли Рассказчика.
– Выхожу на сцену культового театра «Красный факел» с гордостью, есть чем похвастаться перед мамой. Это мой актёрский дебют, в предыдущих шести спектаклях по моей прозе в Москве, Барнауле, других городах режиссёры меня не задействовали. Наверное, правильно делали: я не артист и не люблю дилетантизма. Никто ведь не воображает себя при случае хирургом. Вот и я лишний раз убедился, что актёрство – большой труд, требующий всего тебя без остатка, – признался Александр Цыпкин.
Литературный материал для спектакля режиссёр отбирал на пару с писателем.
– Это была сложная задача. Как из 120 гениальных рассказов выбрать только шесть? Затягивать сценическое действо – это не дело. В первом акте три истории: про любовь, глупых чиновников и вечного раздолбая Славика, потерявшего урну с прахом отца. Хотелось, чтобы публика выходила из театра чуточку добрее, – отметил прозаик, обворожительно улыбаясь.
В ходе общения постановочной группы спектакля с журналистами на вопрос, много ли среди современных писателей любимых авторов, Цыпкин ответил:
– Я много пишу и очень много выступаю. Поэтому на чтение остаётся крайне мало времени. Мне нравится, как пишут Виктор Пелевин, Наринэ Абгарян, Александр Снегирёв и Марина Степнова. А ещё могу назвать любимых артистов – это те, кто читают мою прозу публично: Константин Хабенский, Анна Михалкова, Виктория Исакова… Мне очень повезло: я работаю с лучшими актёрами страны!
О прозе Цыпкина крайне комплиментарно высказался режиссёр Александр Созонов.
– У каждого времени свои таланты, в советское время были Ильф и Петров, затем Довлатов. Есть ощущение, что Цыпкин сделал большой шаг в сторону своих великих предшественников. В его рассказах – рецепты жизненного счастья, нам всем их сейчас не хватает. К примеру, Александр пишет о том, как важно уметь договариваться, слышать друг друга – разве сейчас это не актуально?
Труппе «Красного факела» постановщик предложил лишь малую часть из написанного модным автором. Однако продолжить работу над цыпкинской прозой Созонов в ближайшее время не планирует. Главный режиссёр знаменитого Ярославского драмтеатра имени Волкова готовит премьеру по «Севастопольским рассказам» Льва Толстого.
– Я ставил разный материал. Но к комедийному обратился впервые. Очень большую роль играет темпоритм будущего спектакля. На репетициях мы много хохотали. Надеюсь, нам удастся повеселить взыскательного новосибирского зрителя, – заявил Созонов.
Увы, этим мечтам на сдаче спектакле сбыться не удалось. Публика не прониклась ни деликатной проблемой верного мужа (когда «стоит, но он все равно не трахает»), ни сатирой на мэра небольшого города Каратовска (вместе с которым работают «одни мудозвоны»), ни секс-рекордами донжуана Славика, готового отменить вип-похороны родного отца. Комедия – пожалуй, самый сложный жанр, но всё же, как выяснилось, сценические гэги отнюдь не сильная сторона режиссёра Созонова. Или мне одному не кажется смешным, к примеру, массовый выход артистов с бутафорскими собачками, готовыми по приказу городских властей немедленно «засрать весь парк»? Надо умудриться выпустить такой спектакль, где отсутствуют аплодисменты даже в конце сценических эпизодов, на уход звёздных краснофакельских артистов…
Комедия оказалась не смешной. И фразы Цыпкина не ушли в народ, как это было в случае тех же «Двенадцати стульев». Ильф и Петров, а вместе с ними и режиссёр Марк Захаров могут спать спокойно.
Юрий Татаренко
На снимке автора: режиссер Александр Созонов
Комментарии