Американцы раскритиковали домашних лис из Академгородка
Американцы раскритиковали домашних лис из Академгородка
Генетики из США обвинили новосибирских ученых в хвастовстве и раскритиковали 60-летний эксперимент по выведению домашних лис.
Статья сначала была опубликована в журнале «Тренды эволюции и генетики», а затем вышла в The New York Times. Корреспондент КП-Новосибирск Никита Манько попытался разобраться, зачем американские СМИ напали на сибирских ученых.
Дело основоположника эксперимента, основателя Института цитологии и генетики СО РАН Дмитрия Беляева продолжила его верная ученица Людмила Трут. Она почти всю жизнь занималась поисками «синдрома одомашнивания», пытаясь раскрыть тайну эволюции диких животных и «превращения» их в верных друзей человека. Этот эксперимент привлекает к себе внимание ведущих мировых генетиков. Но американцы усомнились в выводах русских ученых и опубликовали критический анализ лисьего эксперимента.
Профессор Раймонд Коппингери, его бывшая аспирантка Кэтрин Лорд, а также бывший почитатель новосибирских лис Грегер Ларсон установили, что черно-бурые лисы попали в руки сибирским ученым уже одомашненными, так как их предки жили на звериной ферме острова Принца Эдварда в восточной Канаде еще в XIX веке. Там лисиц разводили ради меха, главным критерием отбора был окрас. А данных о характере не сохранилось.
«Вывод на чистую воду» не удался: новосибирские генетики и не отрицают, что у лис из эксперимента канадские корни. В 1928 году основатель заморской фермы привез в Россию десятки черно-бурых лисиц. С них началась пушная промышленность СССР.
Людмила Трут спустя 30 лет объехала пушные фермы Советского Союза и собрала самых дружелюбных лис-чернобурок. Академик Дмитрий Беляев создал научную ферму для поиска генов и одомашнивания лисиц. Зверьков тасовали, отбирали... Лисички, прошедшие селекционный отбор в нескольких поколениях, изменили повадки и внешний облик.
Американские ученые оценили сибирский эксперимент и написали, что «синдром одомашнивания» заключается якобы в наборе определенных признаков: мягкие уши, пятнистый окрас и изменения в структуре хвоста. Но разные виды домашних животных демонстрируют разные комбинации признаков одомашнивания, отмечают ученые США и тем самым вроде как разоблачают результаты сибирского эксперимента.
Людмила Трут заявила, что американцы невнимательно читали исследование о домашних лисах и исказили факты.
– Естественный отбор делает слабых лис дружелюбнее к человеку, а агрессивных заставляет быть трусливее. Мы прослеживали, как дружелюбное поведение меняло гены и делало следующие поколения более «домашними». В результате появилась гипотеза «синдрома одомашнивания» и был описан определенный набор внешних признаков домашних лис, такие как гибкие уши, пятна на шкуре и различное строение хвоста. Набор внешних признаков без изменения поведения не делает из животного ручного зверька – все это мы описали и подтвердили на деле, – защищает свои научные труды Людмила Трут.
Главная суть сибирского эксперимента все-таки не ушки и хвост калачиком, а перемена отношения животного к человеку, это и есть синдром. Внешние же признаки – это побочный эффект.
Биолог из Университета Иллинойса Анна Кукекова и профессор биологии Университета Гумбольдта в Берлине Адам Вилкинс поддержали новосибирских ученых. Суть в том, что изменения в поведении и в физической форме закладываются на генном уровне в эмбрионе будущего потомства, подчеркнул Адам Вилкинс.
Людмила Трут не понимает причин нападок и считает, что это банальная зависть:
– Шкурный интерес может быть в том, что некоторые американцы решили топить все успешные научные достижения «агрессивных» русских в СМИ. Почему-то им не дает покоя наше исследование. Наверное, потому, что нашу работу слишком часто цитируют в научных журналах. Наш эксперимент длится уже более 60 лет, это дело всей жизни, и мне обидно от такого ненаучного подхода в критике.
Фото Влада Комякова, КП-Новосибирск
Добро пожаловать в наши группы в соцсетях ВКонтакте и Facebook. Заходите, смотрите и будьте всегда в курсе самых свежих новостей.
Комментарии