Вся правда о математике
Вся правда о математике
C 18 по 24 мая в Новосибирске прошли мероприятия Городского дня науки. Программа включала выставки, открытые уроки, экскурсии, презентации научных разработок, конференции.
Известные учёные Сибирского отделения выступили перед школьниками района с такими серьёзными лекциями, как «Введение в биотехнологию», «Трансгенные растения: мифы и реальность», «Лечение рака при помощи борнейтронозахватной терапии», «Современные проблемы генетики», «Биофизика – наука XXI века»... Корреспондент «Навигатора» побывал в 80-й школе на открытом уроке «Вся правда о математике», который провёл для учеников 8«б» Александр Гутман, д.м.н., заведующий лабораторией функционального анализа Института математики имени Л.С. Соболева.
Я в учёные пойду…
Умение рассказывать о науке «без звериной серьёзности», как образно выразился когда-то нобелевский лауреат Нильс Бор, дорогого стоит. У Александра Гутмана это отлично получается. На встрече с восьмиклассниками о любимой математике он говорил с таким юмором и азартом, что глаза загорелись любопытством у всех.
– С удовольствием общаюсь с ребятами из разных школ, – улыбается Александр Ефимович. – Математика – дама серьёзная, к ней творческий подход нужен. О своей работе рассказываю детям без прикрас, но с юмором, а дальше их дело – решать, подходит ли им эта наука. Даже если один ученик из класса захочет стать учёным, думаю, это неплохой результат. А на сегодняшнем уроке больше всего мне понравилось, что ребята собрались думающие, умеющие нестандартно мыслить.
В свою очередь восьмиклассники оценили честный и правдивый рассказ доктора наук о специфике профессии. Со слов Александра Гутмана, с одной стороны, у математика нет ни заказчиков, ни начальников, только научный руководитель в университете или руководство института. Математик сам ставит себе задачи и контролирует их исполнение. Рабочий кабинет также иметь не обязательно, писать статьи и доказывать уравнения можно и дома. Не нужна и команда – «чистая» наука предполагает индивидуальную работу.
Казалось бы, райская жизнь. Но у неё есть минусы. Во-первых, математика требует преданного ей служения; заниматься этой наукой необходимо со школьной скамьи. Во-вторых, придумать интересную задачу крайне сложно. В-третьих, математик должен обладать так называемой устойчивостью научных интересов: мало что сможет сделать человек, которому каждые 5-10 лет надо менять профессию. А порой, чтобы добиться научного признания, одной жизни мало – бывает, слава приходит через 50-100 лет после смерти исследователя.
Учимся думать
Рассказав о своей работе, Александр Ефимович дал ребятам возможность подумать над математическими головоломками. Двое сразу решили задачу про два кошелька: сумма денег в двух кошельках десять рублей, но в одном их в два раза больше, чем в другом. Необходимо понять, что это возможно, и объяснить, как. Александр Гутман просил не публиковать ответ на задачу, чтобы читатели «Навигатора» тоже поломали голову над её решением.
Бабушка Егора Веткина – учитель математики, с детства она привила внуку любовь к предмету. Именно поэтому Егор выбрал класс с физико-математическим уклоном и уже сейчас знает, что свяжет жизнь с математикой. С выбором университета ещё не определился, вполне возможно, это будет НГУ.
– Встреча с Александром Гутманом мне понравилась, – говорит Егор. – Мы думали, будет скучная презентация с обилием малопонятных терминов. Но два часа пролетели незаметно. Подача материала была интересной. Все знают, что подростки без ума от гаджетов. Поэтому учёный предложил присылать ему ответы на задачи смс-ками или в WhatsApp, специальном приложении на смартфонах, а не писать их на листочках.
Ира Владыкина ещё не определилась с будущей профессией, для неё было важно узнать из первых рук, в чём заключается работа исследователя.
– Себя в этой профессии я не вижу, но урок с Гутманом вдохновил. После встречи мы не могли успокоиться, обсуждали с одноклассниками варианты решения задач, которые нам предложил учёный. Очень интересен процесс решения нестандартных задач. Иногда очень долго думаешь, мучаешься, а потом приходит ответ, как озарение, и кажется: ну как я раньше не догадалась!
По словам классного руководителя 8«б» Людмилы Тыриной, общение с Александром Ефимовичем оказалось очень полезным для ребят. У многих появился азарт настоящих исследователей, любопытство, без которых не совершить открытий в науке, а также понимание серьёзности профессии учёного.
Юлия ВЕРХУША, фото автора
Комментарии