Важное «не нужно»
Важное «не нужно»
При воспитании дочери стараемся быть последовательными и логичными. Если что-то запрещаем, значит «нельзя и точка». Поддерживаем друг друга: если папа что-то запретил, то мама изо всех сил старается не разрешить. Мы с мужем считаем, что запретов должно быть немного, но применять их следует к одинаковым ситуациям всегда: не трогать плиту – горячо, не брать нож – острый, не лить воду на пол и т.д. В остальных случаях говорим «не нужно!», «не делай!». В те редкие моменты, когда, действительно, нельзя, мне об этом проще сказать дочке, и она слушается. А вот с обширной категорией «не нужно» возникают сложности. Например, ребёнок хочет взять мой крем. Говорю: «Это крем, брать не нужно, с ним не играют». Дочь в это время успевает открыть баночку, ведь мама, вроде, не запретила. Всё-таки забираю крем, она в плач. Думаю: ну ведь ничего критичного не случится, если дам ей макнуть. Разрешаю, но с условием, что один раз, тем самым потакаю капризу. Дочери сейчас 2,5 года, и ясно вижу, что она пытается нас «прогнуть». Как поступать в подобных случаях? Не оказывается ли это тем самым попустительским воспитанием?
Ваша позиция – разделить запреты на несколько уровней – логична и конструктивна. Нельзя – это категоричный однозначный запрет. Вы правы, таких не может быть много. Нельзя то, что опасно для жизни и здоровья своего и окружающих. Не нужно – более вариативно: может быть, не нужно сейчас или не нужно выбранным тобой способом.
Если понимаете, что ребёнку взять крем не опасно, но нежелательно, потому что у вас потом не будет этого крема или его станет существенно меньше, то имеете полное право не давать дочке баночку. Если хотите удовлетворить любопытство малышки, скажите, что эту баночку лучше смотреть с ваших рук. Или с маминых рук, или никак – у ребёнка есть выбор в том случае, если он начинает бузить.
Если дочка при такой постановке вопроса расстраивается, выразите сочувствие, но не отступайте от озвученного решения: «Да, баночка очень красивая, мне тоже нравится... Давай я подарю её тебе, когда крем закончится!»
Ваше собственное желание или нежелание не менее значимо, чем желание ребёнка, оно даже более весомо, потому что у взрослого больше возможностей его реализовать, настоять на своём. Другое дело, и здесь вы правы, сказать «нельзя» можно без объяснений. Каждое «не нужно» нуждается в подробном объяснении. Второе сложнее, но учит ребёнка видеть суть вещей, причинно-следственные связи, логику событий и отношений. К тому же такой подход работает на развитие отношений и взаимопонимания.
Опасения по поводу того, что дочь начнёт управлять взрослыми, могут реализоваться. Чтобы этого не произошло, важно быть внимательным к себе и происходящему в каждой конкретной ситуации. Нет смысла в запретах просто ради самих запретов. В слова «не нужно» вариативность заложена не только для ребёнка, но и для вас. Она проявляется в гибкости, масштабе и объёме объяснений. Можете сразу ничего не объяснять, скажите: «Я знаю, что этого не нужно делать, прошу тебя поступить так. Вечером перед сном мы обсудим мою просьбу».
Таким образом, вводя понятие «не нужно», вы обучаете малыша вариативности отношений. Они не чёрно-белые и однозначные, в них есть переходы и полутона. Попустительским можно считать только такое воспитание, когда взрослому всё равно, что будет делать ребёнок и как он будет развиваться: «Как-нибудь да разовьётся. Вон Тарас Шевченко в бурьянах рос, а каким матёрым человечищем стал». Вас этот вопрос беспокоит, вы думаете, как сделать лучше, с большей пользой для дочки, значит ваше воспитание не может быть попустительским.
А. Бердникова,
психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии