Учить, сотрудничать, учиться!
Учить, сотрудничать, учиться!
В прошлом выпуске газеты мы сообщили об итогах конкурса «Учитель года – 2012». Корреспондент «Навигатора» встретился с его победителем – учителем биологии лицея №130 Людмилой НЕКРАСОВОЙ.
В 2003 году юная выпускница факультета естественных наук НГУ пришла работать учителем в лицей. Два года спустя начала преподавать биологию в профильных естественно-научных классах, затем стала заместителем директора по учебно-воспитательной работе, заведующей кафедрой естественных наук.
– Людмила Андреевна, помогает ли академическое образование, и кто был Вашим наставником в педагогике?
– В Академгородке существует особый социальный запрос: к знаниям самого учителя предъявляются очень высокие требования. Педагог в процессе работы должен продолжать учиться, осваивать и применять новые образовательные технологии – в этом мне помогает университетское образование. Кого-то конкретно из многочисленных коллег-наставников выделить не могу – ориентировалась на многих талантливых учителей. В лицее сложился уникальный коллектив: все педагоги с удовольствием делятся опытом, не навязывая его.
– Поддерживаете отношения с выпускниками?
– Конечно. Мне сразу доверили классное руководство, и уже на второй год я выпустила свой первый класс. Разница в возрасте между мной и учениками была всего шесть лет! Сейчас эти ребята уже окончили вузы. Очень им благодарна: молодому учителю важно, как примут его первые ученики. От этого во многом зависит, останется ли он в школе.
– Что первично: предмет или ученик?
– В основе образовательного процесса – взаимодействие личностей. Поэтому сотрудничество учителя и учеников на основе взаимоуважения очень важно. Непонимание, конечно, случается, но я учу ребят грамотно выходить из конфликта. Бывало, очень эмоционально реагировала на поступки ученика, который этого не ожидал и обижался. Мимо таких ситуаций проходить нельзя: если учитель неправ – должен извиниться. Дети великодушны: они прощают и забывают, только я забыть не могу: стараюсь не повторять ошибок.
– Обучение должно быть демократичным?
– Придерживаюсь авторитарной теории: учитель – это руководитель образовательного процесса и должен учить серьезному отношению к делу. Однако, важно соблюдать баланс между авторитарностью и свободой. Моя задача – показать школьникам, что при желании можно во всем разобраться.
– В адрес современной системы образования сегодня часто звучит критика…
– Еще Чехов сказал: «Отрицать больницы и школы легче, чем лечить и учить». Действительно, школа имеет свои недостатки, но они есть у любого социального института. Важно не критиковать, а действовать, находить решения. Что касается Единого госэкзамена, внешняя экспертиза знаний необходима, чтобы отойти от субъективной оценки учителя.
– Расскажите, пожалуйста, о конкурсе «Учитель года».
– В течение месяца специалисты из разных образовательных учреждений прошли восемь испытаний, в ходе которых демонстрировали умение работать с детьми и анализировать педагогические ситуации. Я взглянула на свою профессию со стороны – оказывается, очень приятно, когда учитель просто улыбается! Многие мои коллеги уделяют большое внимание внеклассной работе и неформальному общению, а некоторые даже ходят с учениками в туристические походы.
– Какие задания были самыми яркими?
– Запомнился урок в незнакомом классе. Мое занятие проходило в гимназии №1, которая славится сильными учениками, а значит, там очень сильные учителя. Прежде чем зайти в класс, я долго представляла себя на месте учеников, переживала: как они меня примут? Доверятся ли? И все получилось – мы поработали очень продуктивно!
Задание «Разговор с родителями» – проверка способности к сотрудничеству. Моя конкурсная ситуация была такой: родители сетовали, что старшеклассники не хотят учиться, а школа не может ничего изменить. Эта проблема – не безвыходная: каждый ребенок обучаем. Следовательно, нужно найти причины нежелания: недостаточную мотивацию к учебе, скучные занятия. Или ребенок выбрал свой путь и считает, что данная дисциплина ему не пригодится... Убеждена, что решение любой проблемы начинается с осознания ее причин.
– Что Вы представили на конкурс Интернет-ресурсов?
– Создала сайт http://lnekrasova.ru/, где разместила рабочие программы, списки рекомендованных учебников, материалы к урокам, а также образцы контрольных и проверочных работ. Считаю, что контрольная должна быть не наказанием, а возможностью проявить себя и, если ребенок имеет шанс потренироваться и выполнить подобную работу дома, это поможет ему успокоиться. Полезен сайт и родителям: с помощью формы обратной связи можно отправить электронное письмо или назначить встречу в удобное время. Несмотря на то, что сайт создавался к конкурсу, он будет помогать мне и в дальнейшей работе.
Юлия КАРПЕНКО
Фото с сайта www.nios.ru
Комментарии