Расспроси соседку о войне
Расспроси соседку о войне
Улица Иртышская. Сильно зауженная снегами дорога привела нас к красивому строящемуся дому без номера, где в одной из двух утеплённых комнат живёт свидетельница страшных событий военных лет – Любовь Прохоровна СИРОШ.
– Я родилась в 1929 году в селе Бабинцы Винницкой области. Когда началась война, мне едва исполнилось 12 лет, брату – 14, а маленькой сестричке – около года. Отец работал председателем райисполкома, и до 41-го наша жизнь была благополучной: учились в школе, по необходимости помогали маме по дому и в огороде, – рассказывает пенсионерка. – Население села эвакуировать не успели, когда туда пришли немцы. Ровесники рассказывали, что в низине, где жили еврейские семьи, выкопали большую яму – всех расстреляли, а потом без опознавательных знаков закопали в братской могиле. Нас, детей партийных руководителей, спрятали у бабушки на хуторе. Посреди огорода у неё был вырыт погреб, чтобы замаскировать его, крышку немного засыпали землёй, а сверху для отвода глаз посадили кукурузу. Три месяца мы хоронились от немцев, а отец поддерживал отношения с партизанским отрядом.
Семья воссоединилась в вагоне для перевозки скота и вместе с другими эвакуированными отправилась на восток. Детей спасали от страшной жизни в оккупации, от расстрелов, концлагерей и риска быть угнанными на работу в Германию.
– Чулымский район встретил нас жуткими, не по-осеннему, холодами. Всё, что удалось привезти с собой, меняли на еду. Местные ничем не могли помочь приезжим – сами жили впроголодь, отправляя всё на фронт. Помню, как хоронили какого-то деда – гроба не было, тело завернули в камышовую подстилку, – продолжает свой рассказ Любовь Прохоровна. – Сначала мы с братом пошли учиться в маленькую школу деревни Пенёк, но потом её единственного учителя забрали на фронт.
Вскоре, после закладки силоса, и глава семейства ушёл на войну. Сразу всё изменилось – тогда-то дети узнали, что такое постоянный голод и каждодневный изнурительный труд. Девочка-подросток пасла колхозных свиней и телят. На работу выходили даже с высокой температурой, разутые и раздетые. Иногда, видя как голодают ребятишки, местные тайно давали им немного ворованной пшеницы.
– Как-то мне удалось раздобыть мёрзлой редьки. Она была подгнившей и отвратительно пахла, но я с голоду наелась её и, конечно, отравилась. Родные с ужасом ждали неотвратимых последствий, ведь ни больницы, ни лекарств в округе не было. Тогда к нам пришла соседка и рассказала об одном знахарском средстве. Использовать его маме было страшновато, но чья-то фраза: «Не ровен час – помрёт девчоночка», – заставила её рискнуть, – вспоминает Любовь Сирош.
Долго гоняли коня по полям, а затем, собрав лошадиный пот, девочку напоили им в бане, вызвав у обессилевшего ребёнка сильную рвоту. Варварские методы оздоровления пошли на пользу: постепенно Люба ожила.
Даже после войны выбраться из деревни можно было только по специальной справке из сельсовета. Любови Прохоровне пришлось много и тяжело работать, чтобы уехать в леспромхоз соседнего Каргатского района, где женщины наравне с мужчинами валили, пилили, грузили в вагоны и сплавляли лес по реке.
– Здесь мне улыбнулось счастье: встретила своего Гришеньку. Он был замечательным мужем, а его родня приняла меня в семью и любила, как родную дочь. Из Каргата мы уехали в Северное, где родились и выросли четверо наших детей. Уже перед пенсией мне предложили принять пустой медпункт, в котором я дожидалась прибывшего по распределению врача и ещё несколько лет отработала у него санитаркой, – рассказывает пенсионерка.
В Советский район Любовь Прохоровна переехала к дочери и зятю около десяти лет назад. «Как мне жалко тебя, мамочка, ты же за всю свою жизнь не видела ничего, кроме тяжёлой работы!» – как-то призналась ей дочь, названная в честь матери Любой.
Но жить по-другому женщина не умеет. Не думая о годах, не обращая внимание на болезни, она помогает своим детям и внукам: работает в огороде, растит цыплят, готовит вкусные обеды и даже занимается изготовлением больших настенных ковров. Любовь Прохоровна очень рада, что в районе есть совет ветеранов: он старается разнообразить и заполнить досуг пожилых людей. Особые чувства вызывают у неё встречи со школьниками и молодёжью, на которых она рассказывает о войне – страшнейшем времени её жизни.
Светлана КНИЖНИК, фото автора
Комментарии