После 2022 года двинемся к Ледниковому периоду?
После 2022 года двинемся к Ледниковому периоду?
Проблема климата в современных условиях стала чуть ли не центральной наряду с важнейшими политическими событиями и мероприятиями. Она обсуждается на самом «верху», не обходят вниманием эту тему и крупные международные форумы. Последний такой форум состоялся в декабре 2015 года в Париже. На нем 180 стран, сторонников антропогенного воздействия на климат, договорились о том, чтобы до конца XXIстолетия ограничить потепление рамками двух градусов. И произойти это должно за счет перехода на низкоуглеродную технологию.
Не секрет, что потепление идет и на глобальном, и на региональном уровнях. Но хуже всего то, что оно усугубляется нарастанием опасных экстремальных явлений в виде ураганов, торнадо, аномальных температур. Во всем мире 2015-й и 2016 годы были самыми теплыми за всю историю инструментальных наблюдений с 1891 года, и 2016-й был теплее, чем 2015-й. Очень интенсивно теплеет Арктика. Прошлый год стал самым теплым для нее за всю историю наблюдений, и летом была отмечена минимальная площадь ледового покрова. Есть мнения, что через несколько лет Арктика будет полностью освобождена ото льдов, чего не было последние 100-120 тысяч лет.
Обо всем этом и о том, что происходит с климатом и погодой в Сибири, говорили ученые из Сибирского регионального научно-исследовательского гидрометеорологического института во время брифинга, проходившего в информационном агентстве ТАСС-Новосибирск.
НСО. В апреле +30, в ноябре -40
Погодно-климатический анализ последних двух лет сделал ведущий метеоролог Западно-Сибирского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Ренад Ягудин:
– Как и всюду, в Сибири грядет потепление. Но при этом нарастает резкая изменчивость в межгодовых, междумесячных и даже суточных колебаниях в погодно-климатических условиях. А это создает большую вероятность разных рисков. За последние два года такие погодно-климатические аномалии были довольно яркими. Экстремально теплым и в 2015-м и в 2016-м был апрель: примерно на 4,7 градусов выше климатической нормы. В Купино в прошлом году 19 апреля метеостанцией было зафиксировано +30 градусов. В Новосибирске 21 апреля термометры показывали +26,6 градуса. 9-12 апреля на Алтае прогремели первые грозы, а через 10 дней они обрушились и на Новосибирскую область. Это раннее тепло (на 1-3 недели раньше обычных сроков) обусловило и раннее таяние снега, и раннее вскрытие рек бассейна Оби, и раннее набухание почек. Но затем такой необычно теплый апрель перешел в холодный май, с осадками в виде мокрого снега и с волнами холода до нулевых отметок.
В 2015 году такой же экстремально теплый апрель перешел в экстремально теплый май. Интенсивность снеготаяния была не только на равнине, но и в горах. Последствия наводнений в Сибири мы помним.
Ну а вот лето 2016 года стремительно перешло в зиму, и октябрь-ноябрь оказались холоднее нормы на 2-6 градусов. Они были самыми холодными за 16 лет XXIстолетия. Пожалуй, самая резкая волна холода наблюдалась во второй декаде ноября 2016 года. Тогда температура оказалась ниже нормы на 12-17 градусов, и морозы местами достигали 40 градусов, а на Алтае доходили и до сорока двух! А это уже совсем зимние показатели.
Однако декабри 2015-го и 2016 годов были достаточно теплыми, отметил синоптик. В 2015-м в декабре температура оказалась выше нормы на 7-8 градусов, и это был новый рекорд среднемесячной температуры за всю историю наблюдений. В декабре 2016 года, несмотря на то, что было относительно тепло, мы все же не избежали мощной волны холода. В третьей декаде декабря Кыштовка отметила минус 45,8 градуса. В Томской области «бушевали» 50-градусные морозы. В Новосибирске самым холодным за весь 2016 год стало 24 декабря — 36,1 градуса.
В Европе хорошо, а в Сибири лучше
Конечно, такие резкие перепады температуры не способствуют улучшению здоровья сибиряков. И в группе риска в первую очередь находятся пожилые люди, младенцы, асоциальные слои населения. Но, тем не менее, по температурно-климатическим условиям мы находимся в лучшем положении, чем европейские страны. Как рассказала кандидат географических наук Нина Белая, в Сибири условия для выживания значительно лучше, чем в Европе и европейской части России. В аномально жаркие годы в Западной Европе в XXIвеке погибло 70 тысяч человек. А в Сибири за пять лет (с 2009-го по 2014-й) год был всего один смертельный случай от жары в Алтайском крае. Он произошел в 2012 году, когда там в течение 22 дней столбик термометра не опускался ниже 30 градусов тепла и выпало малое количество осадков.
– Европейцы страдают потому, – говорит Нина Ивановна, – что очень теплые воздушные массы, которые идут от океана, обладают большой влажностью. Днем жарко, а ночью еще и душно. В Западной Сибири по сравнению с Европой сухо, нет той невыносимой влажности, которая сочеталась бы еще и с высокой температурой. Для нашего региона аномальным показателем является «аномально жаркая погода», когда максимальная температура воздуха поднимается до 30 градусов и выше и длится это не менее пяти дней. Кроме того, для нашей территории есть понятие «сильная жара», когда максимальная температура за сутки поднимается до 35 градусов и держится три дня и больше. Основные риски для аномальной жары – солнечный ожог, тепловой удар, осложнение имеющихся заболеваний и лесные пожары.
А какое же лето ожидает нас в этом году? По прогнозам Ренада Азальевича, лето в температурном плане будет достаточно комфортным. Июнь-август – с режимом «около и выше нормы». Но это не значит, что каждый день окажется «около и выше». Наверняка будут происходить колебания и внутри месяцев. Пока более подробного прогноза нет.
Погреемся еще шесть лет
Получили журналисты и интересную информацию из первых рук и о том, что ждет нас в будущем. Ее предоставил заведующий отделом гидрометеорологии и экологии, кандидат физико-математических наук Николай Завалишин. Ученый убежден, что в ближайшие шесть лет нас, как и всю планету, ожидает потепление. Оно продолжится до 2022 года, а затем начнется постепенное похолодание.
Убежден он так же и в том, что потеплению способствуют не привычный для нас «парниковый эффект» и «человеческий фактор» с жизнедеятельностью людей, а солнечные и земные колебания.
Гипотеза парникового эффекта наиболее сильна была в начале двухтысячных годов. Но наши ученые доказали, что дело не в нем, а в атмосфере, которая имеет свои ритмы, периоды колебания. Это не вполне соотносится с «парниковыми» гипотезами. И даже если бы выполнялись все мероприятия Киотского протокола, то эффект охлаждения Земли составил бы только 0,1 градуса. Однако большинство экспертов международной группы упорно доказывают, что парниковый эффект сейчас – решающий фактор глобального потепления.
–В 2003 году, – рассказал Николай Завалишин, – в Москве проходила Всемирная конференция по изменению климата. Для меня было удивительно, что больше ¾ докладов были посвящены гипотезе антропогенного воздействия на потепление. И едва ли пятая часть –природной компоненте. Сейчас ситуация немного меняется. Все больше становится сторонников природного потепления. Но их еще не так много. По моей оценке, в ближайшие шесть лет потепление будет продолжаться и достигнет глобальной температуры. После этого пойдет постепенный спад, независимо от того, сколько человек будет сжигать углеводородов.
Ольга СТРИКУН, фото автора
Комментарии