«Пишу без усилий»
«Пишу без усилий»
Денис Валерьевич СОБОЛЕВ – автор дилогии «Говорящий с травами», романа «Злые времена», сборников рассказов «Коренная тайга», «Волчья ночь», «Севера». Публиковался в журналах «Сибирские огни», «Leaders Today», «Неизвестная Сибирь». Создатель канала «Соболев пишет».
– С точки зрения писателя, что такое оптимизация усилий?
– Пока не довелось с этим столкнуться. Мне кажется, если для написания произведения нужны усилия, то его просто не нужно писать, оно должно дозреть и родиться в срок. Для меня, скорее, актуален вопрос оптимизации времени: очень много задумок. Они зреют, как гроздья винограда, и из каждой может получиться или не получиться хорошее вино.
– Где проще выжить – в дикой тайге или в диком обществе?
– Везде не просто. Я вырос в 90-е на улице, для меня понятия «дикое общество» не существует. Что тогда, что сегодня человеку очень сложно ужиться с другим вне зависимости от места. В тайге тоже есть общество со своими законами и нормами поведения. Везде важны одни и те же качества: порядочность, человеколюбие, надёжность, способность к состраданию. Есть они в тебе, ты найдёшь своё место, своих людей. Нет – будешь мыкаться и искать виноватых.
– Ваша книга «Говорящий с травами» ещё и о том, как выжить вне городского комфорта. Для ребёнка это призыв к приключению...
– Вы правы, это призыв к совместному приключению детей и взрослых, идеальный способ укрепления связей между ними. Отец берёт на себя главенствующую роль, предстаёт перед ребёнком в образе смелого и решительного первопроходца, героя книг Джека Лондона (читали ли они Лондона?), и это очень здорово. Детям важно знать, что их папа знает и умеет. Главное – отцу перед совместным приключением хорошо подготовиться. Но основная цель – показать добрую семейную модель, красоту тайги, базовые мужские ценности.
– Способна ли мать-одиночка вырастить сына настоящим мужчиной?
– Поставил бы вопрос иначе: способен ли мальчишка в неполной семье вырасти настоящим мужчиной? И здесь для начала нужно определиться с терминами. Настоящий мужчина – это кто? А ненастоящий – какой? С моей точки зрения, мужчина должен быть сильным, справедливым, порядочным, любящим, сострадающим, искренним. Традиции семьи только начинают изменяться в сторону открытого общения родителей и детей. В моём детстве не было разговоров с отцом по душам – не принято. И как раз мама внушала, что девочек и слабых мальчиков не обижают, слово надо держать, нельзя трусить и так далее. И подсовывала правильные книги. Вот там и черпал ориентиры. Поэтому считаю, что мальчишка способен вырасти настоящим мужчиной и в неполной семье тоже.
– Считаете ли охотников убийцами животных?
– Нет. Убийцами животных считаю браконьеров, владельцев передвижных цирков и зоопарков. Порядочный охотник в тайге всегда действует сообразно древним и мудрым законам, он любит природу и бережёт её. Никогда не стреляет зверя или птицу не в сезон. Охота – это способ добычи пропитания и защиты своей семьи. Представьте себе людей, живущих в глухой тайге. Мужчина летом готовит свой участок, подновляет зимовье, правит ловушки, присматривает за тайгой. Зимой он уходит в тайгу до самой весны и ежедневно тяжело трудится. Охота – это не развлечение, это работа. Попробуйте в полной охотничьей выкладке с ружьём на плече пройтись по осенней или зимней тайге километров тридцать за короткий световой день, и вы поймёте, о чём говорю. Или представьте высокогорную деревушку, где люди живут разведением скота. И вот стая волков голов в 15-20 каждую ночь режет скот. Охотники берут винтовки, карабины и отправляются отстреливать волков. Они убийцы?
– Что побудило приступить к прозе? Был ли страх сесть за компьютер – и не справиться?
– Вся моя работа связана с текстами и творчеством. Побудило что-то внутри, что свербило, не давало покоя. Однажды не выдержал, взял ноутбук и написал первый рассказ. Страха не было, нет такой привычки – бояться. Так в феврале 2017-го появился рассказ «Кеть. Коренная Тайга». Выложил в «Фейсбук», народ оценил положительно, чему я очень удивился. Но после успеха на рыбацких и охотничьих сайтах уверовал в себя.
– Не планируете заниматься только литературой?
– Это идеальная картина мира, но пока книги меня не кормят. Планирую в течение года научиться самостоятельно зарабатывать на своём творчестве и научить этому других молодых авторов. Рынок издательств переживает большие сложности, и для меня это золотое время.
– Публикация в «Сибогнях» на что повлияла?
– На моё осознание себя как писателя. До этой публикации было сложнее примерять на себя писательский сюртук.
– Прогресс в спорте – это переход количества в качество. А в литературе тот же принцип?
– Думаю, да. В начале своей писательской деятельности и сейчас – это два разных автора. Тренировка здесь важна так же, как в спорте. Личный опыт показывает: чем больше пишу, тем легче вписываюсь в каждое следующее произведение.
– Как различаете хорошую прозу и не очень? А хорошую и великолепную?
– Хорошая проза легко читается и несёт смысл. О великолепной хочется думать, говорить с друзьями, советовать близким.
– Что любите и что не любите?
– Жить люблю, чай со смородиной и костёр, семью и друзей, баню и рыбалку, летать на аэростате, горы, писать и общаться с читателями… Не люблю ложь и предательство, жалующихся мужиков и комаров.
– Расскажите о сотрудничестве с актёром Сергеем Пиоро, переехавшим из Новосибирска в Москву в 2007-м.
– Он замечательный человек и актёр. Обратился к нему с предложением создать аудиоверсию первой части «Говорящего с травами», и Сергей откликнулся, нашёл в своём графике время. Успели записать 18 глав из 25-и, дальше мой инвестор, финансировавший проект, прекратил своё участие. Думаю, в ближайшее время этот вопрос всё же закрою, и аудиоверсия «Говорящего с травами» увидит свет.
– Чем занимались на самоизоляции – писали или читали?
– Много нового написал. Например, закончил фантастический роман «Злые времена», начатый год назад, а потом на время оставленный. Дописал цикл рассказов «Бар ВЕРСТА», повесть «Кордон на Озере». Тексты размещены и на моём канале на «Яндекс.Дзен», и на портале «Проза.ру».
– Вам 40. Кем видите себя в 50?
– Да, в этом году мне исполняется 40, и это несколько меняет жизнь. В 50 вижу себя юнцом, полным огня и жизни, пишущим, бродящим по тайге, говорящим с людьми, поющим песни под гитару (собираюсь учиться) и гордящимся своими женой и дочкой. И, возможно, владельцем бара «Верста».
– Писательское счастье – это ежедневное вдохновение или любовь миллионов?
– Будет вдохновение, будет и любовь миллионов.
Юрий ТАТАРЕНКО
Фото из личного архива Д. Соболева
Комментарии