Женщина, которая поет
Женщина, которая поет
19 ноября в кругу друзей и родных отметила свое 85-летие любимая многими жителями Академгородка вокалистка, бывший директор ДК «Юность» Клавдия Павловна БРАТАШ.
10 лет назад она была удостоена звания «Женщина года», но те, кто знаком с ней чуть ближе знают: это женщин-эпоха.
СУДЬБА
Она запела в 16 лет, назло войне, которая неумолимо подступала к ее родному Курску, назло горю и смерти, с незримым присутствием которых было трудно смириться. По словам самой Клавдии Павловны, до войны она предпочитала танцевать. Ее вокальный дар словно снизошел на нее, став для юной певицы и слушавших ее раненых бойцов источником сил.
Ежедневно вместе со своим дядей Дмитрием Щебетенко приходила она в школу, где размещался военный госпиталь. Когда все неотложные дела были завершены, дядя брал в руки скрипку, племянница пела, а солдаты и медики слушали их, затаив дыхание. Старинные русские романсы чередовались с песнями, рожденными войной.
– Доченька, я не вижу тебя, но знаю: ты очень красивая. Ты должна быть красивой! – угадал, а может быть напутствовал ее однажды забинтованный с ног до головы солдат. В любом возрасте, в любой одежде она была и остается красавицей.
Эвакуировавшаяся одной из последних, Клавдия очутилась в Бердске. Как и все комсомольцы, она рвалась на фронт, но вместо этого попала на перемещенный сюда Харьковский авиационный завод. Не чуралась никакой работы: трудилась табельщицей в цехе, потом в бухгалтерии подсобного хозяйства, затем воспитательницей в заводском детском саду. Когда появились выходные, продолжила петь в гарнизонном клубе. Здесь она и встретила свою любовь – молодого лейтенанта медицинской службы. Андрей Браташ стал заботливым мужем и отцом двоих сыновей. Всего полтора месяца не дожил он до их бриллиантовой свадьбы.
ДЕЛА И ЛЮДИ
Возможно, другая женщина ограничила бы жизнь семейным кругом, но деятельная натура Клавдии Павловны желала большего. В 1965 году окончила музыкальное училище, работала в Доме офицеров. Когда открылся ДК «Юность», была приглашена на работу в культмассовый сектор, затем занималась с детьми, получила должность худрука, заместителя директора, и, наконец, возглавила Дом культуры.
Считается, что руководить коллективом очень непросто, особенно творческими людьми. Однако то поколение культработников было немного другим и жило чуть иначе.
– Мелкие ссоры из-за репетиционного времени на сцене я в счет не беру. Жизнь измерялась другими ценностями. Хоть и невелика была зарплата, но никто не пел на юбилеях, не вел свадьбы в свободное от работы время. Нести культуру людям, организовывать их досуг – все это делалось и на работе, и после нее – на общественных началах, – вспоминает Клавдия Павловна. – Кадрового голода мы не испытывали: молодежь работать сюда шла охотно, тем более, что молодым специалистам «Сибакадемстрой» давал жилье. Было и у кого поучиться. У нас работали прекрасные преподаватели: студию балета посещали 500 детей, которыми руководила Раиса Сергеевна Егорова, а бальными танцами занималась Александра Павловна Шестакова. Вокалистов растила Раиса Ивановна Солодкова. Кроме коллективов, занимавшихся в самой «Юности», был еще хор «Жаворонок» в 125-й школе, которым бессменно руководила Лидия Семеновна Хорошавина. Костюмы и реквизит не стоили родителям ни копейки. Ткани и услуги ателье оплачивала все та же строительная организация. По инициативе «Юности» в начале 80-х стали возводиться агитплощадки – летние дворовые эстрады с лавочками, расставленными амфитеатром. За самую первую, с детским кинотеатром и «лягушатником» отвечал Петр Иванович Ануфриков, возглавляющий сегодня знаменитую студию «Поиск».
И все эти годы, несмотря на напряженную работу, Клавдия Павловна не прекращала петь. Вместе со своим концертмейстером Маргаритой Зиглиной постоянно пополняла репертуар новыми произведениями. Ее юбилейный концерт состоится 4 декабря в 12 часов в ДК «Академия». Все поклонники нашей сибирской соловушки смогут вновь увидеть заслуженную вокалистку и лично поздравить ее!
Светлана КНИЖНИК
Фото из архива К. Браташ (выступление в «Юности», 1981 год)
Комментарии
Как и сегодня, народ никто не спросил... Непонятно почему на Коптюга построили именно жильё, а не центр, например, для развития общественных связей жителей.
Как писал Ж.-П. Вернан, наука зародилась в Древней Греции именно в то время, когда там возникла потребность в равных отношениях между людьми, и города-полюсы начали возводиться вокруг общей площади - агоры. "...агора - площадь для общественных собраний, где свободно и аргументированно обсуждались вопросы, так или иначе связанные с жизнью полиса, его отдельных групп и граждан. Прежние иерархические отношения господства и подчинения сменились новым типом общественных отношений, основанных на симметрии, обратимости и коррелятивности."
Такие учреждения должны быть в центрах, равнодоступны жителям микрорайонов.
Жильё для молодых тоже надо закладывать так, что бы в центре было учреждение культуры, что оптимально делать на других площадях, а не на тех что выделили.