Из истории военного мундира
Из истории военного мундира
В Музейном центре искусств открылась новая выставка, приуроченная ко Дню защитника Отечества – «История отечественного мундира», экспонаты которой изготовлены участниками одноименной студии при 190-й школе (рук. Н. Лузина). Не раз уже эти работы побывали в залах Областного краеведческого музея, на Всероссийской выставке в Москве, и вот настала очередь Академгородка.
Эта выставка служит прекрасной иллюстрацией к тому, какие изменения претерпела военная форма русского воина со времен Киевской Руси до наших дней.
Военная форма – это не только одежда, которой положено быть удобной, практичной и легкой, чтобы человек, несущий тяготы ратной службы, был защищен от превратностей погоды и климата, но и своего рода визитная карточка любой армии.
На выставке представлены костюмы древнерусских воинов Киевской Руси: дружинника и князя. Военной формы как таковой тогда еще не было: надевал человек доспехи и становился ратником. Древнерусский воин, дружинник, на рубаху надевал доспехи – кольчугу. Она напоминала рубаху с короткими рукавами и изготавливалась из металлических колец разной формы и размеров. Одежду князя отличал короткий плащ – приволока, а плащ «корзно» был парадным с пряжкой на правом плече в виде головы барса.
Разнообразно и красочно представлены на выставке воины Московской Руси XII в. Основную военную силу тогда составляли стрельцы, набиравшиеся на пожизненную службу из вольных людей и детей стрельцов. Каждый стрелецкий полк назывался по имени своего воеводы и имел установленный для него цвет одежды. Часть стрелецкого войска состояла из копейщиков – воинов, вооруженных длинными копьями и мечами. Царскую свиту составляли привилегированные воины – «рынды» и «жильцы». «Рынды» служили в охране, эскорте царского поезда, были оруженосцами. Аршинные шапки из соболя и лисы выделяли их среди прочих служилых людей. «Жильцы», набиравшиеся из детей дворян, несли почетную службу при дворе.
Костюмы воинов допетровского периода были просторны и удобны и походили на традиционную русскую одежду. При Петре l появились «иноземные» кафтаны венгерского покроя. А для коронации Екатерины l, был создан специальный полк кавалергардов. Это были самые высокие и красивые офицеры, ростом не ниже 1,8 м. На кафтан надевался жилет красного цвета с Андреевской звездой на груди и двуглавым орлом на спине. Через год полк был распущен и форма сдана на склад.
У воинского одеяния было еще одно назначение, которое оправдывало яркость его расцветки, – облегчить командование войсками на поле боя. Для того чтобы командиры могли разбираться в обстановке, их подчиненные должны были носить мундиры, не только издалека заметные и броские, но и отличные от тех, в которые был одет неприятель. Пехоте присваивались одни цвета, кавалерии другие, артиллерии третьи. Так как все три рода войск также могли делиться (конница, например, на драгун, кирасир, улан, гусар), то форма становилась все красочнее и пестрее. Удобство и практичность приносились в жертву моде. Условия местного климата не учитывались, и на русскую почву стали слепо переноситься образцы европейской формы, бывшей настоящим мучением для солдата. Нелепые пудреные парики и накладные усы не нуждаются в комментариях.
После революции солдаты Красной Армии донашивали форменную одежду старой армии. Красные лента на шапке и повязка на рукаве были единственными отличиями красноармейца от солдата царской армии. Объявили конкурс на создание новой военной формы, в нем приняли участие русские художники Васнецов и Кустодиев. Главным его «ноу-хау» стали остроконечные суконные шлемы с наушниками, которые сначала назывались «богатыркой», а затем «буденовкой». На них были нашиты суконные звезды. Появились шинели с поперечными застежками, петлицами на груди, – «разговоры». Цвет «разговоров» и звезды указывал на род войск: красный – пехота, синий – кавалерия, желтый – артиллерия. Тогда же появилась гимнастерка (поначалу так называли рубаху для занятий гимнастикой). И только в 1943 году были введены новые знаки различия – погоны с эмблемами родов войск.
За каждой реалией, дошедшей из глубины веков, стоят страницы прошлого нашего отечества, люди, что были нашими предками, и события, в которых они участвовали.
Выставка проработает до конца марта.
Справки по телефону 332-21-44 (вахта ДМ «Юность»).
Т. Ащеулова
Комментарии