• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 16:40 четверг, 28 марта
    Академгородок:
    Пробки: 4 балла
    28.03.2024
    USD: 92.59
    EUR: 100.27
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Есть ли жизнь на МАКСе?

    Есть ли жизнь на МАКСе?

    Есть ли жизнь на МАКСе? Ведущие научные сотрудники Института теоретической и прикладной механики СО РАН представили свои разработки на международном авиакосмическом салоне «МАКС-2009». О своих впечатлениях от поездки, а также о настоящих и будущих изобретениях в области авиации рассказал директор ИТПМ СО РАН академик Василий Фомин, его заместитель по науке д.ф.-м.н. Александр Шиплюк и директор Опытного завода Сибирского отделения Станислав Иваницкий.>>>


    Ведущие научные сотрудники Института теоретической и прикладной механики СО РАН представили свои разработки на международном авиакосмическом салоне «МАКС-2009». О своих впечатлениях от поездки, а также о настоящих и будущих изобретениях в области авиации рассказал директор ИТПМ СО РАН академик Василий Фомин, его заместитель по науке д.ф.-м.н. Александр Шиплюк и директор Опытного завода Сибирского отделения Станислав Иваницкий.

    В этом году выставка салона, по словам Василия Фомина, была заметно беднее, чем в предыдущие годы. США не принимали в ней участие из-за кризиса. Вместо реальных самолетов большинство компаний-производителей ограничились демонстрацией уменьшенных моделей. Активно развивается сегмент беспилотной авиации – небольших самолетов, передающих информацию на землю, а также рынок узкоспециализированных летательных аппаратов. Например, маленький фермерский самолет можно купить за 4 млн руб. Производят такую технику, как правило, частные предприятия, вышедшие из крупных самолетостроительных заводов. Настоящим красавцем на выставке смотрелся наш титановый бомбардировщик Ту-160, летающий на дозвуковой и сверхзвуковой скорости и меняющий стреловидность крыла.

    Среди людей всегда есть те, кто проводит время в погоне за мечтой. Так, одним из экспонатов выставки стала незавершенная конструкция самолета для полетов в космос, изготовленная талантливым конструктором на деньги частного инвестора. Новинка гражданской авиации совместного российско-американского производства Super Jet-100, изготовленная в КБ «Сухой», продемонстрировала полную готовность к полетам со скоростью 850 км/ч. Директор ИТПМ посетовал, что, несмотря на все преимущества американских цифровых технологий, он сильно уступает по скорости существующим пассажирским отечественным моделям.

    Главное отличие МАКСа – его обширная деловая и научная часть. На конференции выступали иностранные ученые, представители известных производственных компаний и сотрудники профильных российских институтов. Сотрудники Airbus рассказали о программе Nacra, которая финансируется Евросоюзом и крупной промышленностью и разрабатывает самолеты будущего. Среди них – Pro Green с бесшумными двигателями и минимальным количеством вредных выбросов в атмосферу. Другой самолет будущего – летающее крыло. Его форма напоминает изображение НЛО или чечевицу – огромный фюзеляж и крохотные крылья. В опытах прошлых десятилетий он показал себя весьма неустойчивым и кувыркался в полете. Но с появлением новых материалов и возможностей электроники, контролирующей движение, такое чудо стало возможно. Его вместимость – порядка тысячи пассажиров. Британский университет специально разработал в нем большое количество выходов, чтобы в случае аварии все успели покинуть судно за полторы минуты.

    Доклады представителей ИТМП СО РАН посвящались методам исследования звукового удара и уменьшения турбулентности. Звуковой удар – разрушительное явление, сильная акустическая волна, которая не позволяет крупным пассажирским самолетам летать низко над населенными пунктами из-за серьезных опасностей не только для населения и животных, но и для зданий. При большой силе он способен разбивать окна домов и разрывать слуховые барабанные перепонки. Но и при меньших мощностях его воздействие отрицательно сказывается на самочувствии и здоровье всех живых существ. Во времена активной работы на оборонную промышленность ученые даже разрабатывали специальные методы усиления звукового удара для использования в качестве мощного акустического оружия. Эффективных методов снижения его силы до сих пор нет, поэтому в зоне аэропортов не строят населенные пункты, а уже существовавшие поселки и деревни вынуждены терпеть большие неудобства. Уменьшить силу звукового удара можно, изменив форму некоторых частей летательного аппарата, например, конфигурацию носа самолета, чуть выносить вперед крылья или даже создавать вокруг него тепловой слой, уменьшающий сопротивление.

    Воздушные вихри, возникающие около поверхности летательного аппарата, не дают ему «гладко» двигаться по назначенному курсу. Чтобы преодолеть турбулентность и сдержать курс, самолеты тратят огромное количество энергии. Если раньше считалось, что самый оптимальный способ создать вокруг самолета «гладкий» (ламинарный) поток – сделать его форму как можно более обтекаемой, то сегодня уже хорошо известно, что никакая идеально полированная поверхность не спасет от турбулентности. Напротив, микрошероховатости в определенных ее местах способны снижать интенсивность вихреобразования.

    Неравномерно стекающие с самолета вихри, создающие турбулентность – забота всех конструкторов самолетостроения в мире, а всеобщая мечта ученых аэрокосмической тематики – управление обтеканием судна. В идеале такая интеллектуальная поверхность должна быть покрыта датчиками, которые определяют – «оттолкнуть» или «прижать» вихрь к самолету, и специальными устройствами, которые приводят команду в исполнение. Но как все станет работать при минус 50 градусов Цельсия, как это можно чистить и сколько все будет стоить – открытые вопросы, на которые ответ один – довольствоваться придется малым. Поэтому в ИТПМ СО РАН не стали покрывать самолеты умными датчиками, а научились с их помощью частично управлять вихрями, делая их симметричными, что существенно сэкономит топливо самолету.

    Результат этой работы сегодня очень близок к практике, ученые обещают скорое внедрение. Датчики диаметром 10 микрон производят в Институте физики полупроводников, поэтому можно смело назвать этот проект интеграционным. Еще одна перспективная разработка связана с попыткой заменить трение скольжения на трение качения. Применение такой технологии в случае удачной реализации сделает экономически эффективнее не только авиатранспорт, но и нефтепроводы, где из-за трения существует проблема скорости подачи топлива и необходимости высокого давления при его доставке.

    Одна из задач российского самолетостроения – начать производить цельнометаллические корпусы. Первый сварной танк Т-34 доказал свою надежность в войне с фашистской Германией. Паровозы и пароходы давно уже делают сварными, но к воздушным суднам более строгие требования. Самолет содержит более 50 млн заклепок. Институт им. Патона вместе с компанией Boeing уже проводили совместные работы, удачно сваривая детали, которые не являются несущими. Существующие государственные стандарты требуют не только высокой прочности швов, которую ученые уже продемонстрировали на практике, но и прохождения проверки сварных участков на так называемую усталостную прочность. Доказать соответствие стандартам сотрудникам ИТПМ придется в ближайшие годы, поскольку нынешним летом между СО РАН и НАПО им. Чкалова был подписан контракт на выполнение этих и других работ.

    Все ученые мира стремятся к тому, чтобы иметь возможность производить натурные испытания самолетов на земле с полным подобием реальных условий. Для этих целей создаются аэродинамические трубы. Еще в советское время было принято решение построить три таких трубы – в Ульяновске, Москве и Новосибирске. Однако перестройка распорядилась иначе – деньги на науку кончились. Тем не менее, новосибирскую трубу АТ-303 с давлением в камере 3000 атмосфер удалось построить силами Академии наук. С такими параметрами, как в ИТПМ СО РАН, есть трубы только в США и Германии. Благодаря этому уникальному оборудованию институт уже много лет сотрудничает с Boeing и Airbus. Сегодня авиационной компании не обязательно иметь на производстве все необходимые системы – испытания и расчет моделей на программных продуктах доверяют специалистам. А они в России есть.

    Мария ШКОЛЬНИК

    Фото автора


    Другие статьи на тему

    Человек и общество
    От мечты – к реальности!
    156 0
    "Навигатор" № 12 (1434) от 29.03.24
    Человек и общество
    Самоорганизация и объединение – важные элементы прогресса общества
    97 0
    "Навигатор" № 12 (1434) от 29.03.24
    Человек и общество
    Наградили педагогов
    119 0
    "Навигатор" № 12 (1434) от 29.03.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Я поэт-реалист!»
    92 0
    "Навигатор" № 12 (1434) от 29.03.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Как мужу «выйти из декрета»
    102 0
    "Навигатор" № 12 (1434) от 29.03.24
    Человек и общество
    Весна разбудит клещей
    117 0
    "Навигатор" № 12 (1434) от 29.03.24

    Популярное