Эксперимент продолжается
Эксперимент продолжается
Новосибирские журналисты и блогеры посетили звероводческое хозяйство ФИЦ ИЦиГ СО РАН, расположенное на Каинской Заимке. Цель визита – познакомиться с работой зверофермы, заложенной академиком Беляевым. Начатый им масштабный эксперимент по одомашниванию норок и серебристо-чёрных лис длится здесь уже 50 лет.
Основоположником и организатором изучения доместикации был первый директор ИЦиГа, фронтовик и создатель лаборатории эволюционной генетики академик Беляев. Эта эволюционная проблема была и остаётся одним из приоритетных научных направлений ФИЦ ИЦиГ СО РАН.
Под руководством Дмитрия Константиновича в середине прошлого века в Новосибирске начала формироваться школа, заложившая принципиально новое направление в изучении генетико-эволюционных механизмов доместикации. В 1960-е годы организовали звероферму, служившую базой для экспериментального моделирования процесса одомашнивания на серебристо-чёрных лисицах и американских норках.
Масштабная работа над экспериментом велась, обретая всё новые цели и задачи. И вот уже получены норки новых цветовых форм, исследована роль светового фактора в регуляции сезонно-периодических функций животных.
Чуть позднее хозяйство преобразовали в Центр коллективного пользования «Генофонды пушных и сельскохозяйственных животных». Сейчас в его состав входят сектор генетики куньих и сектор разведения серебристо-чёрных лисиц. Главные направления деятельности – поддержание племенных ядер генетических линий животных, содержание и разведение различных линий норок и серебристо-чёрных лисиц, чтобы обеспечить научно-исследовательскую деятельность в подразделениях института, консультативная помощь в работе с пушными животными.
Здесь же молодые учёные овладевают базовыми принципами работы с экспериментальными животными, организована подготовка младшего и среднего персонала. Сотрудников обучают приёмам безопасного проведения работ, проверяют их знания, проводят инструктаж и только тогда допускают к самостоятельной деятельности. Сюда во все времена шла увлечённая и трудолюбивая молодёжь.
Рабочий день Виктории Цетковской начинается в 8 часов утра. Первая задача – напоить всех мохнатых обитателей шедов (жильё для животных). Затем кормление и разнообразные манипуляции. Кормят зверей мешанкой из разваренных злаков и сырых мясных или рыбных отходов. Необходимые атрибуты – толстые рукавицы и короткая палка, которой животных только пугают, вынуждая покинуть деревянный домик и выйти в клетку.
– Когда пришла сюда, все шеды были не только исправны, но и полностью заняты, – вспоминает ветврач Вера Хаустова. – Самыми тяжёлыми стали 90-е годы, тогда-то ферма и научилась выживать, совмещая научную работу и коммерческую деятельность. Животных у нас приобретают не только зоопарки, на и частники. О домашнем содержании норок пока рановато говорить, а добрую лисицу купить уже можно. Цена – от 50000 рублей. Перед продажей животное месяц держат на карантине, проводя вакцинацию и противопаразитарную профилактику. Животные продаются только стерилизованными.
Однако учёные всегда предупреждают, что их проживание в квартирах некомфортно и для владельцев, и для самой лисы. Зверьки необычайно активны, им больше подойдёт частный сектор с удобным вольером и домиком. Зимних холодов лисы не боятся: на звероферме они круглый год живут в деревянных домиках под навесами.
Доктор биологических наук Олег Трапезов привычными ловкими движениями достаёт из клетки мягкого зверька с острыми зубками. Норка в ярости: фотосессия и пресс-подход явно не входили в её планы на день. Злобный крик и впившиеся в рукавицу челюсти раз и навсегда избавляют от желания погладить блестящую смоляно-чёрную шёрстку. Олег Васильевич показал гостям как агрессивных, так и совсем ручных норок, охотно идущих на контакт с людьми. Наш первый вывод – все тёмные зверьки агрессивны, а светлые дружелюбнее домашних кошечек.
– У потомства менее агрессивных шерсть с годами, действительно, стала светлее, у злых – добавилось тёмного пигмента. Конечно, у любого правила есть исключения, – отметил Олег Васильевич, – и всё же несколько самых главных выводов у нас уже есть. Например, искусственный отбор норок по степени агрессивности к человеку приводит к появлению новых генов, не свойственных их диким предкам.
Ориентируются учёные по контрольной группе, в которой селекционная работа не акцентируется на разделении по поведенческим признакам.
Финская серебристо-чёрная лиса представлена здесь уже пятидесятым поколением. За годы наблюдения и работы с ней учёным удалось выявить несколько интереснейших моментов.
– У доместицированных (одомашненных) особей наблюдается педоморфизм – сохранение детских черт во взрослом, половозрелом возрасте. Это и особенности внешнего строения (укороченная, как у щенков, мордочка), и некоторые поведенческие реакции: повиливание хвостом и звуки приветствия при встрече с человеком, – рассказала старший научный сотрудник ФИЦа Анастасия Харламова.
Содержание такого количества животных требует нескольких миллионов рублей в год. Это корма, лекарства, лабораторные исследования, обновление оборудования, зарплата сотрудников и прочие нужды. Деньги немалые, но эксперимент продолжается, у него появляются новые задачи, вопросы и цели. Наши предки одомашнивали лошадь, корову и собаку на протяжении тысячелетий, а учёные смогли сократить этот срок до 50 лет!
Коллектив института решил увековечить образ великого учёного и его домашней лисицы, установив памятник. Стоимость проекта приближается к четырём миллионам рублей. Открытие мемориала запланировано на 7 августа, первый день международной конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения Дмитрия Константиновича Беляева. К сожалению, для завершения работы к этому сроку у института не хватает нескольких сотен тысяч рублей. Все, кто хотел бы помочь решить проблему, могут открыть ссылку и узнать, как посодействовать установке памятника.
Светлана КНИЖНИК
Фото автора
Комментарии