Дмитрий ЛЫСЕНКОВ: «Тебя выжимают, как лимон»
Дмитрий ЛЫСЕНКОВ: «Тебя выжимают, как лимон»
В конце 2019 года в Новосибирске в рамках фестиваля «ХАОС» был показан питерский спектакль «Преступление и наказание». В главной роли – Дмитрий Лысенков. Сейчас актёр сотрудничает с Театром Наций, «Современником» (Москва) и «Приютом комедианта» (Санкт-Петербург). Увидеть его в новом амплуа танцора можно в телепроекте «Танцы со звёздами», который стартовал 17 января на канале «Россия 1».
Родился в Ленинграде в 1982 году. В 1999-м поступил в Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (ныне РГИСИ) на кафедру драматического искусства (курс В.Б. Пази и Ю.Н. Бутусова). Со второго курса начал работать на сцене Ленсовета. С 2007-го по 2018 год служил в Александринском театре в ведущем составе. Сотрудничал с крупными российскими и зарубежными театральными режиссёрами. Снялся более чем в 60 кинокартинах. Лауреат национальной премии России «Золотая маска», Премии Станиславского, Премии Правительства РФ и др.
– В Новосибирске был показан спектакль «Преступление и наказание». Это единственная постановка, где вы заняты вместе с супругой, актрисой Марией Зиминой?
– Сейчас – да. А в Александринке, случалось, играли в одном спектакле… На самом деле – ничего необычного (смеётся). Актёр взаимодействует с актрисой. Тем более что общей любовной линии у наших персонажей не было.
– А за ужином не обсуждаете, как прошёл спектакль?
– Мы никогда не анализируем актёрские работы друг друга, для этого есть режиссёр. Делимся только общими ощущениями на то, как сегодня принимал зал, в хорошем ли ритме прошла та или иная сцена и спектакль в целом.
– Чем запомнились репетиции с Богомоловым?
– Практически весь репетиционный период мы сидели за столом! Два месяца работать над спектаклем, не выходя на площадку – это было очень неожиданно. Александр Маркович Новиков, исполнитель роли Порфирия Петровича, даже начал беспокоиться, успеем ли мы всё пройти «ногами».
– Чего добивался режиссёр?
– Демонстрации энергии мысли. При этом не важно, сидят герои или стоят. Мы очень долго разбирали, как воздействуют персонажи Достоевского друг на друга через слово, что стоит за текстом.
– Вопрос про актёрские «кровь, пот и слёзы». Какая из больших ролей труднее всего давалась?
– Сарафанов в пьесе Вампилова «Старший сын» давался очень тяжело. Был момент, когда я уже не понимал, смогу ли сыграть эту роль, соответствуя уровню запросов Юрия Николаевича Бутусова (постановка в театре Ленсовета. – Прим. ред.). Выпуск практически каждого спектакля – это когда тебя выжимают, как лимон. Не уставший эмоционально артист – это важно. Но на премьере редко увидишь выспавшегося и полного сил актёра.
Непросто было репетировать у Бутусова и «Войцека», где я играл дурачка Карла. У нас был очень невысокий подпол, надо было постоянно ползать, выглядывая из разных дыр. В темноте, пыли... В этой железной паутине, естественно, были разбиты все локти.
Свидригайлов – ещё одна трудная роль.
– Ну, за лёгкие «Золотых масок» и не дают! А если роль в стихах – вам сложнее её играть?
– Не сказал бы. Таких у меня было совсем немного – в спектаклях «Мера за меру», «Укрощение строптивой», «Маскарад»… Вообще, я люблю, когда люди говорят складно.
– А кто из поэтов нравится – Бродский, Маяковский, Цветаева? Или кто-то из современных авторов? Питер в поэтическом плане довольно продвинутый город…
– В плане знания современной поэзии я не очень продвинутый! (улыбается). У артистов нередко встречается профдеформация: они воспринимают тот или ной материал с точки зрения возможности его освоения. Совершенно точно, что поэзию Цветаевой я никогда не буду на себя примерять. И стихи Бродского, думаю, тоже.
– Поэтические моноспектакли вам пока не грозят?
– Я как-то думал о сольной программе по Вертинскому – но там было больше музыкального, чем чисто поэтического… А вот сделать моноспектакль по прозе Чехова мне было бы интересно.
– Как попали в фильм «Сталинград»?
– Это длинная история. У меня никогда не было такого, чтобы – раз, и по щелчку всё произошло! Мой путь – лестница. Как киноартист я дебютировал на студии «Бармалей», её худруком был тогда Сергей Снежкин. Он вскоре начал снимать «Убойную силу», где я тоже снялся. Затем Снежкин и Сергей Мелькумов вместе работали над «Белой гвардией», где моим главным партнёром был Фёдор Бондарчук. После этого позвали на пробы «Сталинграда». Я выдержал конкурентную борьбу и был утверждён на роль Чванова.
– Сейчас в нашем кино стало модно снимать про войну…
– Юбилей Победы – хороший повод. Но я ничего не смотрел из нового – ни «Т-34», ни «Ржев».
– Жаль только, очень часто лица и речь у актёров – не из того времени.
– Я сторонник того, чтобы артист поработал над собой, прежде чем войти в кадр! Клубно-барные интонации в исторических фильмах – это непрофессионально. Хорошо бы актёру периодически отделять себя от гламурной Москвы…
– Какой релакс предпочитаете после затратных ролей?
– Да никакой! Полежу, посижу – и вперёд, на вечерний спектакль! А вот после завершения сезона очень хорошо пожить на даче, посмотреть на лес, воду. У нас на Ладоге дача. Природа меня расслабляет. Как, наверное, любого человека.
– Много любимых мест в Питере?
– Я в нём родился… Очень люблю этот город. Особенно те места, где мало народу.
– Крыши?
– И крыши, да. Не все они живописны, но выбраться наверх – это всегда заводит. Помню, что можно было выбраться на крышу театра Ленсовета и пройти по верху целый квартал… Очень нравится район семи мостов. Да в Питере множество красивых мест, куда всегда тянет прийти!
– Ваше мнение о питерских театрах? Много ли удалось посмотреть – с вашей-то занятостью?
– В основном хожу в МДТ. Надо сказать, я гибкий зритель. Готов взглянуть на классическую пьесу с неожиданной стороны. Главное, чтобы режиссёрское решение было художественно убедительно. К примеру, питерец Лев Эренбург меня убеждает, его спектакли очень интересны. А когда в финских «Трёх сестрах» показывают Солёного и Тузенбаха мужчинами нетрадиционной ориентации, вижу, что режиссёра занесло в сторону от Чехова.
Хороший спектакль – когда я смотрю, и хочется оказаться вместе с артистами на сцене, играть одну из ролей.
– Кто для вас Артист с большой буквы?
– Их немало. Как-то в интервью назвал несколько фамилий – и, оказалось, перечислил одних Олегов: Борисов, Табаков, Басилашвили, Ефремов, Даль… Советский актёрский пантеон – гигантский! А вот из ныне живущих, пожалуй, не стану никого особо выделять. Кажется, у Аллы Демидовой есть такая фраза: «Гений – понятие, проверяемое временем».
Юрий ТАТАРЕНКО
Фото Д. Стельмаха
Комментарии