Человек, родившийся не зря
Человек, родившийся не зря
Алексею Ивановичу БОРОЗДИНУ, основателю Центра абилитационной педагогики для детей с тяжелыми формами умственной отсталости, педагогу, музыканту, журналисту, фотографу исполняется 75 лет.
Его знают за рубежом, уважают и ценят в разных уголках России, а в Академгородке – просто обожают. Ученики, их родители, коллеги только ахают – неужели 75! Глядя на энергичного, веселого Алексея Ивановича, в это трудно поверить.
Без музыки я прожить не мог
Представить Алексея Ивановича без музыки невозможно. Успешный педагог (его ученики 79 раз побеждали на различных конкурсах виолончелистов, вплоть до международных), в 70-х годах он, неожиданно для себя, занялся творчеством чешского композитора XVIII века Йосефа Мысливечека, и за два десятилетия восстановил и привел к современному виду около 7,5 тысяч страниц партитур различных произведений.
– Я же курский соловей, – смеется Алексей Иванович, – из Курска, из казацкой слободы. Песни там не смолкали ни днем, ни ночью – настоящий рай!
Он с улыбкой вспоминает, как в 49-м ему досталась трофейная мандолина, а потом и скрипка, и мальчишки создали небольшой дворовый оркестр. Два лета вся слобода танцевала под их музыку, а скрипач, которому первая слава вскружила голову, нахватал в восьмом классе двоек и пошел работать помощником землемера. А потом было музыкальное училище:
– Когда услышал, как разыгрываются другие поступающие, понял: все пропало, моя скрипка здесь не пройдет, а без музыки уже жить не мог, – рассказывает Алексей Иванович.
Повезло: то ли комиссия разглядела талант и любовь к музыке, то ли чем-то еще покорил он опытных педагогов, но предложили обучение на виолончели. Алексей Иванович признается, что отсутствие музыкальной школы перестал остро ощущать только последние лет 20. В училище ему, не знающему даже нот, приходилось заниматься наравне с подготовленными городскими девчатами и парнями. Уходил оттуда в 11 вечера, репетировал под лестницей, – не тащить же виолончель пять километров до дома! В итоге он, единственный на курсе, получил направление в консерваторию. После ее окончания Бороздина пригласили в томскую оперетту: огромная зарплата – 350 рублей, а еще квартира, «фазенда и катер».
– Теперь мое решение пойти работать в музыкальную школу Академгородка объяснить несложно. Я был самым бедным студентом, большие суммы меня мало трогали, а перед глазами было множество вдохновенных выпускников, которыми я восхищался в студенчестве и которые через несколько лет превращались в обычных людей с авоськами, пузиком и озабоченным взглядом. А тут – кипение жизни: в молодой Академгородок слетелись счастливые, свободные люди со всей страны, у нас даже советской власти, как таковой, поначалу не было – на демонстрации ходили по собственному желанию! Правильно сделал, что отправился именно в Академгородок, и годы эти, пожалуй, самые счастливые в моей жизни!
Школа Бороздина
– Это интереснейший человек, – с большой теплотой рассказывает Алексей Иванович об одном из своих учеников. И только через некоторое время выясняется, что «интереснейший человек» попал в Центр абилитации, не умея говорить. Его кормили с ложечки, список диагнозов впечатлял даже бывалых специалистов: эпилепсия, гематома мозга...
– Но слух сохранился, восприятие мира очень живое. А какой артистичный парень! – продолжает Бороздин.
Слушаю историю как сказку: через три месяца – первый слог «ду-ду!», и вот они уже поют простенькие песенки.
– Через два года наших занятий на уроке присутствовал известный американский психотерапевт Джек Росберг. Диагноз мальчика он слушать не стал, сказав, что видит все сам, и поначалу поощрял похлопываниями в ладоши простые Сережины упражнения, пропевания отдельных слогов, а вот когда пошли песенки, а их было немало, постоянно проверял, пишет ли его диктофон. После трех уроков Джек провел с нами семинар, где по поводу Сережи сказал, что мы в работе с ним эффективно задействовали резервные части мозга.
Удивительные истории успеха маленьких учеников, от которых, как правило, отказались врачи и педагоги, ходят и среди родителей, и в Интернете.
– Это школа абилитационной педагогики, – подчеркивает Алексей Иванович, – мы не возвращаем, а создаем заново.
Как удается разглядеть таланты в инвалидах, детях, которых многие стараются вообще не замечать? Только в Москве с рассказом о своем центре Бороздин выступал 18 раз. А сколько было командировок по Сибири!
– И как результаты? – спрашиваю. – Много аналогичных центров появилось?
– Нашу школу невозможно просто скопировать, – без тени бахвальства поясняет Алексей Иванович, – тут же начнется халтура. Секрет не в школе, а в людях, которые принимают ребенка как данность, неповторимую личность, которые его смогут полюбить, начать творческий диалог! На это способны немногие. За 20 лет работы школы я не видел у наших педагогов даже намека на недовольство учеником. Задача командировок, поездок, созданного на базе школы областного методического центра в другом – изменить отношение к таким детям.
В контексте жизни
– Ну вот, теперь еще и писателем назовут, – смеется Алексей Иванович, когда заходит речь о его книге «В контексте жизни».
Его предыдущая книга «Этюды абилитационной педагогики» широко известна во всем мире. А история «В контексте жизни» началась в уютном кабинете московского издательского дома «Воскресение», где Алексей Иванович встретился с друзьями. Он, как водится, рассказывал истории из своей жизни. Слушатели предложили Бороздину написать о событиях, участником или свидетелем которых он был, и Алексей Иванович согласился. На написание книги ушло четыре с половиной года. Москвичи свое слово не сдержали, готовый труд пролежал у них пару лет, и издать его удалось лишь в Новосибирске. Появление книги на свет счастливо совпало с юбилеем.
Получилась проза с элементами автобиографии – многое в жизни главного героя напоминает жизнь самого автора.
– Многое, но не все, – подчеркивает Бороздин. Но его жизнерадостностью, энергией и отношением к жизни пропитана вся книга: рассказы про город Львов, бурлящие молодостью, про юный Академ, написанные с удивительной нежностью, и пронзительные истории о работе с детьми.
Родился не зря
20 лет он был лектором Музыкального салона Дома ученых, вел юмористическую рубрику в «Науке в Сибири». Ветеран труда, заслуженный работник культуры, лауреат премии «Подвижник России», блестящий виолончелист, фотограф, автор романсов и песен, член Союза журналистов России– его заслуги и звания можно перечислять долго. Как на все хватает времени и сил?
– Мне интересно жить, к тому же мне везло. Всегда делал то, что хотел! Не попади я в Академгородок, не будь педагогом в музыкальной школе, не было бы Центра Бороздина: если бы не умел общаться со здоровыми детьми, не знал бы, как подойти к больному. Меня будто кто-то всю жизнь направлял на эту работу. Сейчас появилось время осознать, что же мною сделано. Знаете, все чаще думаю, что не зря появился на свете.
Юлия ЧЕРНАЯ
Фото из архива А. Бороздина
Комментарии