Будущее химии – за ними
Будущее химии – за ними
Со 2 по 8 апреля Новосибирск впервые принимал Всероссийскую олимпиаду школьников по химии. Для участия в ней в регион приехали около 250 учеников 9-11 классов из 48 регионов России в сопровождении своих наставников. В рамках олимпиады состоялся II Съезд учителей химии. На него собрались более 160 педагогов.
Перспективы химии в школе
Открытие съезда прошло 3 апреля в технопарке Академгородка. Участников форума от имени руководства региона приветствовали замгубернатора Виктор Шевченко и министр образования, науки и инновационной политики Сергей Нелюбов, от сибирской научной школы – академик Валентин Пармон, директор Института катализа СО РАН, и ректор НГУ Михаил Федорук. В работе съезда участвовала депутат Госдумы, зампредседателя комитета по образованию Ирина Мануйлова.
Перспективы развития химического образования в России обсуждались на пленарном заседании. С докладами выступили Валерий Лунин, декан химического факультета МГУ, председатель Центральной предметной методической комиссии по химии Всероссийской олимпиады школьников, академик РАН, Вадим Ерёмин, профессор химфака МГУ, д.ф-м.н, и его коллега Ольга Архангельская, доцент кафедры методики преподавания химии, к.х.н.
Одним из основных итогов первого дня стало создание Общероссийской ассоциации учителей и преподавателей химии. Ее задача – консолидировать опыт наставников высшей школы, создать условия обмена опытом и решать современные проблемы химического образования. Возглавила объединение почетный работник образования РФ, редактор журнала «Химия в школе», к.п.н. Людмила Левина.
Коллеги обменялись опытом
Второй день съезда был посвящен работе в секциях. Учителя из разных регионов страны поделились опытом изучения химии в школе, обсудили реалии и перспективы ЕГЭ по этому предмету. Одна из секций проходила в лицее №130 им. академика М.А. Лаврентьева. Там собрались около двадцати учителей, которых заинтересовала тема создания специализированных классов для одаренных детей.
По словам Сергея Сопочкина, директора образовательного учреждения, принимать участников съезда – большая честь:
– Замечательно, что учителя химии из разных регионов и областей России могут собраться вместе, послушать коллег, поделиться своим опытом. В нашем лицее естественнонаучное образование всегда было на высоком уровне, а благодаря региональному проекту создания сети специализированных классов это направление обучения получило новый импульс. У нас три естественнонаучных класса, где работают учителя химии Наталья Владимировна Пономаренко, Ирина Васильевна Косячкова, Галина Вениаминовна Храброва. Лицею активно помогают сотрудники институтов Академгородка, а также наши выпускники, студенты и аспиранты НГУ. У такого взаимодействия хороший результат: в 2014 году Евгения Пуховая стала серебряной медалисткой Международной олимпиады по биологии в Индонезии, недавно наши старшеклассники стали вторыми в Московском химическом турнире. Надеюсь, что и на проходящей сейчас Всероссийской олимпиаде по химии лицеисты займут достойные места.
Учителя и ученики
Сергей Батурин, к.б.н., научный сотрудник ИЦиГ СО РАН, познакомил участников секции с проектно-исследовательской деятельностью учащихся, рассказал, как организованы научное руководство и индивидуальная работа с учениками, как проходят ежегодные научно-исследовательские экспедиции. Затем замдиректора по научной работе Людмила Некрасова на примере естественнонаучных классов показала, как в лицее работают с одаренными детьми и формируют связь химии с другими науками (метапредметные умения и навыки).
Но большая часть времени на секции была уделена выступлениям самих учащихся: Леонид Батурин, Женя Демченко, Лена Кудряшова и Родион Проскуряков, ученики 9-го и 10-го специализированных естественнонаучных классов, показали презентации по своим исследованиям.
– Мы хотели продемонстрировать, каких результатов достигли наши ученики, насколько они владеют проектной формой организации научной работы и терминологией, – рассказала Людмила Некрасова. – Ведь можно сколько угодно говорить о преподавательской деятельности, но гораздо важнее, на мой взгляд, показать ее результаты.
Сами ребята, нисколько не стесняясь взрослой аудитории, с увлечением поведали о местной специфике строения геологических пород и биологических видах, обитающих в акватории реки Бердь, охотно отвечали на вопросы. При этом подростки не только осветили свои исследования в области химии, но и затронули связи со смежными дисциплинами.
Будущее – за сибиряками
Итоги секции подвели на круглом столе. Педагоги отметили, что пример работы лицея №130 очень интересен, обсудили возможности взаимодействия. Администрация образовательного учреждения пообещала открыть доступ к той части сайта, где выложены материалы по программам естественнонаучного обучения и организации проектной работы.
Владимир Кузнецов, учитель химии, профессор Ивановского химико-технологического университета, поделился своим мнением о работе секции:
– Пока сложно сказать, что буду применять в своей работе. Но возможность пообщаться с коллегами из других регионов сложно переоценить. У нас маленькая школа, всего 1500 квадратных метров, в ней учатся 220 человек. Больше всего меня в 130-м лицее поразила дисциплина. Считается, что большой коллектив одаренных детей сложно организовать, ведь они особенные, а здесь мы увидели обратное.
По словам Алексея Соболева, учителя химического лицея из Тулы, ему понравилась организация работы студентов в технопарке:
– У нас «карманная» школа при филиале химико-технологического университета, свои программы подготовки к турнирам и олимпиадам. Но то, как работают учителя из Академгородка и Новосибирска, впечатляет. Интересно было узнать, как студенты начинают свои исследования в инкубаторе, где сразу можно работать над внедрением проекта. Думаю, что за сибиряками будущее.
Шестеро наших – в числе лучших
Итоги Всероссийской олимпиады школьников по химии подвели в Доме ученых СО РАН 8 апреля. От нашей области выступала команда из 12 человек. По итогам соревнований жюри выбрало 18 победителей и 86 призеров. Одним из победителей стал ученик 11-го класса СУНЦ НГУ Дмитрий Лубов. В число призеров вошли еще двое одиннадцатиклассников из физматшколы – Светлана Фролова и Остап Шевченко, а также ученик 10-го класса Максим Гениман. Оправдали надежды наставников и воспитанницы лицея №130: призерами олимпиады стали десятиклассницы Зоя Лащинская и Татьяна Абикеева.
Новосибирские школьники достойно представили наш регион на уровне России, еще раз подтвердив, что за сибиряками – будущее.
Юлия ВЕРХУША
Фото автора
Комментарии