Борьба с ВИЧ продолжается
Борьба с ВИЧ продолжается
В конце февраля в санатории «Сосновка» прошло рабочее совещание, посвященное мониторингу ВИЧ-инфекции в России и поддержке научных исследований в разработке вакцины против ВИЧ/СПИД. В нем приняли участие представители Всемирного общества здравоохранения, ФГУН ГНЦ «Вектор», Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области и ведущие специалисты РАМН. Участники поделились результатами, проблемами и наметили перспективы дальнейшей работы в борьбе с тяжелым неизлечимым заболеванием.
В 2008 году ученой парижанке Франсуазе Барре-Синусси была присуждена нобелевская премия в области медицины. В 1983 году совместно с профессором Люком Монтанье она открыла вирус иммунодефицита человека. Это открытие стало предпосылкой для понимания биохимического механизма СПИДа и разработки его антивирусной терапии. Этот вирус был открыт 25 лет назад, но, несмотря на огромные материальные и интеллектуальные ресурсы, затраченные на решение проблемы, вакцина против него до сих пор не создана. Способа полного исцеления от болезни не найдено, но определенные шаги сделаны. Сегодня для многих пациентов этот диагноз больше не смертный приговор. Благодаря препаратам, созданным в последнее время, некоторые носители ВИЧ-инфекции теперь могут жить долгие годы.
Директор ГНЦ «Вектор» Илья Дроздов отметил, что процесс распространения этой болезни в России принимает глобальный характер, а противовирусная терапия до сих пор не располагает доступными дешевыми средствами. Однако, по его словам, не все так безнадежно, как принято считать. Ведь среди зараженных ВИЧ есть большая доля пациентов, которые в течение многих десятилетий так и не заболевают СПИДом, оставаясь носителями инфекции. Обычно срок заболевания после заражения ВИЧ составляет 7-8 лет. У 15-20% симптомы появляются уже через год-два, а около 7-10% носителей инфекции заболевают СПИДом лишь спустя 15-18 лет после заражения.
Ученые выяснили, что от вируса ВИЧ их защищает определенная мутация белков-рецепторов на мембране клеток, за которые вирус почему-то не может зацепиться. Интересно, что такие мутации могут быть свойственны одной народности и совершенно не характерны для другой. Например, 3% коренных поморов полностью защищены от ВИЧ, а у татар таких всего 1%. Илья Дроздов рассказал, что на ГНЦ «Вектор» создан образец уникальной вакцины будущего – наночастица, которая является одновременно конгломератом белкового компонента и живой наследственности.
– Мы не теряем надежды, что в будущем при реализации она не станет дорогой, как чугунный мост, – объясняет Дроздов. – Ведь ее нужно выделить в особо чистом состоянии, сохранить жизнеспособность молекул, особенно части генома, которая попадает в организм человека, ищет то место, где ей положено реализовать себя и наработать необходимое количество раздражителей иммунного процесса.
Главный специалист отдела организации надзора за ВИЧ/СПИД Зоя Середа сообщила, что только за прошлый год зарегистрировано 50670 новых заражений ВИЧ-инфекции, причем 3818 из зараженных – дети. Стадия СПИДа зафиксирована у 5818 граждан России, 255 из которых – несовершеннолетние. В Сибирском регионе отмечен самый большой рост заболеваемости. Большая часть зараженных те, кто употребляет наркотики. Заболеваемость среди этой группы выросла за 2008 год с 63 до 69%. Также отмечена стойкая тенденция роста случаев ВИЧ-инфекции среди женщин.
Объем средств федерального бюджета на решение проблемы ВИЧ в 2006 году увеличился в 18 раз, а в 2007-м – еще в три и составил 10,9 млрд рублей. На них закуплено современное оборудование в центры по борьбе со СПИДом, разработаны 4 новых стандарта медицинской помощи при лечении заболевания и реализован ряд масштабных программ. Разработан стандарт медицинской помощи при передаче вируса от матери к ребенку и при лечении ВИЧ-инфицированных пациентов, больных вирусным гепатитом (это заболевание нередко сопровождает ВИЧ-инфекцию). На ВИЧ в 2008 году было обследовано почти 24 млн россиян, 318,3 тыс. человек находились на диспансерном наблюдении и 57 тысяч получали терапевтическое лечение. Участники конференции проявили озабоченность по поводу возможного секвестирования программ по ВИЧ/СПИД.
– Мы с надеждой и озабоченностью смотрим на наше правительство, чтобы именно в период кризиса не произошло сокращение финансирования работ по этой проблеме, – заявил Илья Дроздов.
Представитель консорциумов по разработке вакцины Cavidi и Europrise Эдуард Карамов отметил, что проблема создания вакцины против ВИЧ/СПИД стоит в одном ряду с космическим или атомным проектом, а по сложности может сравниться только с проектом расшифровки генома человека, над которой, кстати, тоже сначала хохотало все мировое сообщество. Но проект удался, и это говорит о том, что нельзя опускать руки. Эдуард Карамов подчеркнул, что даже в условиях кризиса саботаж Правительства РФ по разработке такой важной темы был бы совершенно неуместен. Тем более что в мире по этой проблеме наука только набирает обороты. Две недели назад в США объявлено о создании на базе Массачусетского технологического института отдельного крупного учреждения, который будет заниматься только созданием вакцины против ВИЧ. На финансирование этих работ выделено $100 млн.
Эдуард Карамов преподнес аудитории сюрприз, сообщив о том, что 19 февраля 2009 года комиссия Евросоюза включила российскую вакцину ВИЧРЕПОЛ против ВИЧ/СПИД в международный список. Один из ее ведущих разработчиков, завотделом иммунобиологии СПИДа Института иммунологии России, профессор Игорь Сидорович рассказал, что в 1988 году, когда в нашей стране было всего две дюжины инфицированных ВИЧ, для проверки своей тест-системы сотрудники института ездили в Уганду, где было около 30% зараженных. В США тогда насчитывалось около миллиона больных СПИДом. Ученый обратил внимание аудитории на современные цифры. Спустя 20 лет, в Уганде процент зараженных снизился до 5, в Америке статистика осталась той же, а вот в России количество больных СПИДом выросло до полутора миллионов. Игорь Сидорович подчеркнул, что не нужно уповать на создание вакцины – это светлое будущее необходимо всеми силами приближать, но рассчитывать на спасение с его помощью в ближайшие годы нельзя.
– Я специально привел данные по динамике зараженных ВИЧ, чтобы проиллюстрировать, что кроме вакцины существуют и другие меры, – заявил он. – А именно: ограничение распространения инфекции, и сегодня это гораздо доступнее всех прочих методов.
Из 370 кандидатных вакцин в рейтинг-листе осталось всего 20, и среди них – одна российская. Еще одна уникальная вакцина, разработанная в ГНЦ «Вектор», имеет все шансы в будущем пополнить этот список. Слово «кандидатная» здесь ключевое. Вакцин против СПИДа в обычном понимании этого слова не существует. В мире нет ни одной некандидатной вакцины против ВИЧ/СПИД, которую можно было бы применять в практике для лечения заболевания. Уровень сложности задачи чересчур велик, чтобы даже отдаленно планировать сроки ее появления. Так, на разработку своей новой вакцины в США потратили $16 млрд, а недавно там выяснили, что она способствует еще более интенсивному развитию заболевания и увеличивает смертность.
Но можно ли сказать, что эти деньги потрачены зря? Описывая борьбу ученых с вирусом и перечисляя неудачи, которые они неизбежно терпят на своем пути, Эдуард Карамов процитировал Освальда Авери – знаменитого американского ученого, который открыл генетическую функцию ДНК: «Если вы поскользнулись и оказались на полу, это еще не беда. Главное, чтобы, поднимаясь, вы кое-что с собой прихватили».
Мария ШКОЛЬНИК
Фото автора
Комментарии