Баллада о Рыцареве
Баллада о Рыцареве
В последний день сентября в Малом зале Дома учёных в рамках цикла встреч «Академгородок. Киноистория» вспоминали о планеристе-энтузиасте, возродившем авиационно-технический клуб в Бердске, инициаторе создания юношеской планёрной школы (ЮПШ) Валерии Рыцареве.
Пришли те, кто знал Рыцарева, работал с ним, учился у него: В. Охапкин, Б. Занин, В. Леонов, А. Потапенко, А. Гудзь, В. Чеботников. Были вдова Светлана и сын Михаил. Присутствующие делились воспоминаниями, создавая перед слушателями образ этой уникальной личности. На встрече демонстрировали документальный фильм С. Тернер «Рыцаревы».
Валерий Михайлович окончил Московский авиационный институт, после чего 15 лет работал в Институте теоретической и прикладной механики СО РАН. Участвовал в создании аэродинамической трубы, в разработке устройства для увеличения подъёмной силы самолётов. В эти же годы он был председателем комитета ДОСААФ при ИТПМ. По его инициативе в 1976 году был возрождён старейший в России авиационно-технический спортивный клуб, закрытый за три года до этого.
Рыцарев получил разрешение у военных на его базирование на бердском аэродроме. Организовал строительство ангара для хранения планёров, а также нашёл помещение для проведения теоретических занятий в Академгородке. Достал автотранспорт для клуба. Регулярно выискивал средства на ГСМ для полётов.
Взял на работу четырёх лётчиков и двух техников, а главное – нашёл деньги на их постоянную зарплату. Некоторые из них приехали из других городов, и Валерий Михайлович сделал всё, чтобы они получили жильё в Новосибирске.
Обучение в юношеской планёрной школе, созданной по инициативе Валерия Рыцарева, прошли около 300 подростков, многие из них затем стали профессиональными лётчиками. Чтобы быть допущенным к практике, ребятам полагалось пройти теоретический курс по основам аэродинамики, самолётовождению. В парке ЮПШ было пять планёров БРО-11М, которые грузовик с помощью специальной лебёдки запускал в небо, при этом юные пилоты отрабатывали навык балансировки.
До сих пор точно не известно, какие усилия пришлось приложить Рыцареву, чтобы получить для планёрного клуба списанный Ту-104 – в его салоне хотели оборудовать учебные классы. Аппарат надо было каким-то образом перегнать из Толмачёво до Бердска. У самолёта было разрешение в течение недели только на один взлёт и одну посадку. Тысячу рублей на оплату пилотам собирали всем миром.
Благодаря Валерию Михайловичу аэроклуб начал «подрабатывать»: самолёты-буксировщики опыляли экспериментальные поля Института цитологии и генетики. После встречи с председателем ЦК ДОСААФ А. Покрышкиным он получил разрешение на проведение научных лётных исследований – в Литве была создана летающая лаборатория, а часть её прибыли уходила на содержание планёрного клуба.
На встрече вспоминали о Рыцареве и те, кто жил с ним на подселении в одной квартире, кто ездил с ним на соревнования в Москву. Были и организаторы, и участники пробега памяти Валерия Рыцарева, который уже не один десяток лет проводится в Академгородке. Все говорили о нём с восхищением. И безмерно сожалели о его раннем уходе в 1980 году. Тогда Валерию Михайловичу было всего 37 лет.
Е. Марков, фото А. Максимова
Комментарии