• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 17:20 суббота, 23 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 3 балла
    23.11.2024
    USD: 102.58
    EUR: 107.43
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Баллада о Рыцареве

    Баллада о Рыцареве

    Баллада о Рыцареве

    В последний день сентября в Малом зале Дома учёных в рамках цикла встреч «Академгородок. Киноистория» вспоминали о планеристе-энтузиасте, возродившем авиационно-технический клуб в Бердске, инициаторе создания юношеской планёрной школы (ЮПШ) Валерии Рыцареве.

    Пришли те, кто знал Рыцарева, работал с ним, учился у него: В. Охапкин, Б. Занин, В. Леонов, А. Потапенко, А. Гудзь, В. Чеботников. Были вдова Светлана и сын Михаил. Присутствующие делились воспоминаниями, создавая перед слушателями образ этой уникальной личности. На встрече демонстрировали документальный фильм С. Тернер «Рыцаревы».

    Валерий Михайлович окончил Московский авиационный институт, после чего 15 лет работал в Институте теоретической и прикладной механики СО РАН. Участвовал в создании аэродинамической трубы, в разработке устройства для увеличения подъёмной силы самолётов. В эти же годы он был председателем комитета ДОСААФ при ИТПМ. По его инициативе в 1976 году был возрождён старейший в России авиационно-технический спортивный клуб, закрытый за три года до этого.

    Рыцарев получил разрешение у военных на его базирование на бердском аэродроме. Организовал строительство ангара для хранения планёров, а также нашёл помещение для проведения теоретических занятий в Академгородке. Достал автотранспорт для клуба. Регулярно выискивал средства на ГСМ для полётов.

    Взял на работу четырёх лётчиков и двух техников, а главное – нашёл деньги на их постоянную зарплату. Некоторые из них приехали из других городов, и Валерий Михайлович сделал всё, чтобы они получили жильё в Новосибирске.

    Обучение в юношеской планёрной школе, созданной по инициативе Валерия Рыцарева, прошли около 300 подростков, многие из них затем стали профессиональными лётчиками. Чтобы быть допущенным к практике, ребятам полагалось пройти теоретический курс по основам аэродинамики, самолётовождению. В парке ЮПШ было пять планёров БРО-11М, которые грузовик с помощью специальной лебёдки запускал в небо, при этом юные пилоты отрабатывали навык балансировки.

    До сих пор точно не известно, какие усилия пришлось приложить Рыцареву, чтобы получить для планёрного клуба списанный Ту-104 – в его салоне хотели оборудовать учебные классы. Аппарат надо было каким-то образом перегнать из Толмачёво до Бердска. У самолёта было разрешение в течение недели только на один взлёт и одну посадку. Тысячу рублей на оплату пилотам собирали всем миром.

    Благодаря Валерию Михайловичу аэроклуб начал «подрабатывать»: самолёты-буксировщики опыляли экспериментальные поля Института цитологии и генетики. После встречи с председателем ЦК ДОСААФ А. Покрышкиным он получил разрешение на проведение научных лётных исследований – в Литве была создана летающая лаборатория, а часть её прибыли уходила на содержание планёрного клуба.

    На встрече вспоминали о Рыцареве и те, кто жил с ним на подселении в одной квартире, кто ездил с ним на соревнования в Москву. Были и организаторы, и участники пробега памяти Валерия Рыцарева, который уже не один десяток лет проводится в Академгородке. Все говорили о нём с восхищением. И безмерно сожалели о его раннем уходе в 1980 году. Тогда Валерию Михайловичу было всего 37 лет.

    Е. Марков, фото А. Максимова

    Другие статьи на тему

    Человек и общество
    О незабвенной Замире
    213 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Корпус поточных аудиторий
    181 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество / Уроки безопасности
    Внимание: тонкий лёд!
    179 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Весело и безопасно
    194 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Вместо депутатов-иноагентов
    228 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24
    Человек и общество
    Главный в минздраве
    181 0
    "Навигатор" № 46 (1468) от 22.11.24

    Популярное