Архипелаг авторской песни
Архипелаг авторской песни
22-24 июля на поляне парка «У моря Обского» собрались несколько сотен бардов из двух десятков городов России и Казахстана. В рамках XI международного фестиваля авторской песни «Свой остров» прошли концерты, творческие мастерские, детский слёт «Парус надежды».
Отечественному бардовскому движению больше полувека – и до сих пор оно не теряет привлекательности. О запасе прочности песен под гитару рассуждает поэт из Академгородка Валентин Иванов:
– Шестидесятники проявили себя во всём: литературе, драматургии, скульптуре, живописи и, конечно же, в авторской песне. В противовес официальной советской эстраде в конце 1970-х возникла сеть клубов самодеятельной песни. До этого были московские «кустовые» фестивали, когда вход на лесные поляны был только по паролям. Бардовская песня – гениальная находка выражения общественных настроений. Она пережила смену поколений, социальных формаций, системы ценностей, выдержала испытание интернетом. В моей домашней коллекции «Владимир Высоцкий» – сотни дисков и книг!
Конкурс на лучшее исполнение Высоцкого оказался самым многочисленным. Сотрудница ФГУП «УЭВ» Галина Тареева выбрала «Песню о друге».
– Мой отец, бердский поэт Евгений Тареев, часто исполнял «Здесь вам не равнина, здесь климат иной…» Мы с братом выросли на песнях Владимира Семёновича. Здесь, на «Своём острове», стала большой поклонницей Сергея Сапрыгина из Кыштовки и новосибирца Тимура Гордеева, лауреатов многих фестивалей и конкурсов.
Занятия в литературной мастерской провели известные авторы-исполнители Татьяна Храмова (Новосибирск) и Ольга Панова (Новокузнецк).
– Не просто исполняйте песню – рассказывайте свою музыкальную историю. Но при этом избегайте «бабайки» – жалостливого пения поющих по электричкам, – наставляла Панова.
На замечания реагировали по-разному. Кто-то встретил критику в штыки, а кто-то тут же переделывал свои творения.
– Когда я в 2003 году впервые приехала на легендарный Грушинский фестиваль, – рассказывает Татьяна Храмова, – то была поражена необычайно высоким уровнем мастерства участников. Отличие новосибирской авторской песни – в ней много самодеятельности. Но это тоже неплохо. Для меня главное в бардовском движении не концертно-конкурсная жизнь, а практика психотерапии. Песня позволяет разобраться в себе, приобрести осмысленное отношение к жизни. Сама сочиняю и пою для души. Хочу быть свободной – от требований организаторов концертов, от запросов публики. Рада, что в нашем жанре постоянно открываются новые имена: Павел Фахртдинов, Александр Щербина, Тимур Шаов, Михаил Щербаков. Не устаю удивляться простоте и магии песен Юрия Кукина и Александра Городницкого.
– Авторская песня востребована и постоянно развивается, поскольку отражает время, в которое мы живём! Наши фестивали не похожи один на другой: меняется состав почётных гостей, расширяется география участников, растёт уровень мастерства. Особенность нынешнего форума – большое число юных авторов и исполнителей. К нам приехало около полусотни ребят, и в гала-концерт прошли семь вместо обычных двух-трёх, – заявил президент фестиваля Анатолий Олейников.
Традиционная встреча бардов в Новосибирске – это прекрасная возможность быть услышанным. И в море буден нового тысячелетия одиннадцать фестивалей «Свой остров» – это уже целый архипелаг авторской песни. То ли ещё будет!
Ю. Татаренко
Фото автора
Комментарии