Конфликты в школе


 

  

Конфликты в школе

Конфликт в переводе с латыни означает столкновение. Конфликтологи утверждают, что бесконфликтных взаимоотношений не бывает.

Родители часто обращаются на консультацию к психологу – их беспокоят конфликты, которые возникают у детей в школе. Конфликты можно отнести к категории педагогических, когда они связаны косвенно или напрямую с обучением, воспитанием детей, с влиянием на психологический климат учебного заведения.

Существуют следующие виды педагогических конфликтов:

-    конфликты деятельности, возникающие по поводу невыполнения учеником учебных заданий, неуспеваемости, вне учебной деятельности;

-    конфликты поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы;

-    конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

Учащиеся в процессе обучения в школе переживают четыре конфликтных периода:

1. Первый класс – происходит смена игровой деятельности на учебную, появляются новые требования и обязанности. Адаптация может длиться от 3-х месяцев до 1,5 лет.

2. Переход из 4-го в 5-й класс. Вместо одного учителя появляются учителя-предметники и новые школьные предметы.

3. В 9-м классе необходимо решить – идти в специальное учебное заведение или продолжить учебу в 10-11 классе.

4. Окончание школы, выбор будущей профессии, конкурсные экзамены в вуз.

Особенности конфликтных ситуаций в трех возрастных категориях:

-    В младших классах: переживания носят кратковременный характер; ребенок нуждается в защите и поддержке учителя; конфликты часто связаны со стилем и тактикой учителя на поступки учащихся.

-    В подростковый период: наступает потеря интереса к учебе; проявляется недисциплинированность учащихся; конфликты чаще возникают при ошибках в методике оценивания знаний и умений со стороны педагогов.

-    В старших классах: завышение требований ко взрослым при снисходительном отношении к себе; характерна эмоциональная неустойчивость; отстаивание своей точки зрения в ответ на доминантную позицию педагога – приводит к конфликтам.

Для девочек более характерны вербальные формы разрешения конфликтов. Мальчики склонны к выраженной телесной агрессивности в разрешении конфликтов.

Пути и методы разрешения конфликтных ситуаций:

-    Полезно организовать коллективную учебную деятельность учащихся разного возраста, усиливая деловую взаимозависимость между ними.

-    Изучить неуспевающих учеников по предметам, проявлять к ним внимание с целью своевременного оказания помощи.

-    Не наказывать плохими отметками по предмету за поведение.

-    Стремиться к тому, чтобы конфликт происходил в деловой сфере и не перетекал в личностную.

Важно уметь правильно общаться и знать: что сказать (содержание); как сказать (эмоциональное сопровождение); когда сказать (время и место); при ком сказать и зачем сказать (уверенность в ситуации).

С. Жукова,
психолог центра «Радуга».


Газета "Навигатор" № 13 (526) от 07.04.06