46 лет назад, в 1977-м, в Академгородке были единственные теннисные корты – асфальтовые возле Института геологии. В отпуске в Риге мне очень понравились грунтовые корты. По возвращению домой я пришёл к замдиректора Института математики, ныне академику В.Л. Макарову, тоже поклоннику тенниса, и предложил сделать грунтовые корты у нас.
Идея ему понравилась, и мы приступили к реализации. Это была народная стройка. Работали энтузиасты из многих институтов: ИЯФ, ВЦ, катализа, цитологии, экономики и, конечно, математики… Помню участие наших ведущих учёных, ныне академиков: В.Л. Макарова, Ю.Л. Ершова, А.А. Боровкова, С.С. Гончарова. Стройку вёл я… Ездил в карьеры, стоял на площадке с нивелиром, организовывал работы каждый день…
Открытие кортов – 1978 год… Все рады! Но тут выяснилось, что гранитная крошка из карьера в Мочище, которую мы использовали для покрытия, очень травмоопасна! Я снова еду в Ригу и привожу две платформы уже настоящего теннисита. И снова каждодневные работы энтузиастов. На сей раз всё хорошо, играть можно! Но грунтовые корты требуют каждодневного ухода: полив, подсыпка, выравнивание. Группа энтузиастов взяла это на себя. Так возник Теннисный клуб.
На долгие годы я стал бессменным организатором всей жизни на кортах. Нужны были денежные средства – и мы ввели взносы. Закупали каждый год теннисит, оплачивали полив, нанимали в случае необходимости рабочих, покупали инструменты…
Корты становились всё лучше. Привезли из Америки линии для разметки. О.Д. Терехов, директор ЗЖБИ, подарил нам грибок, который теперь стоит по центру, украшая корт. А ещё построил раздевалку взамен старой. Другие благодарные гости дарили клубу красивые кованые скамейки. Всем нравилось у нас… Но в 2018 году случился пожар, и всё нажитое, что было в металлическом сарае, сгорело. Сгорела и раздевалка. Нам пришлось всё восстанавливать за свой счёт. Восстановили сарай (сделали новую облицовку), построили душевую, купили сетки. Конечно, всё это стоило немалых средств. Наши клубники жертвовали, кто сколько может. Выдержали!
В этом году мы должны были открывать 45-й сезон. Но вдруг, ничего нам не объясняя и не обсуждая, нас лишили доступа в помещения и на корты. Замки были срезаны и заменены. Корты выставлены на аукцион с нашими сетками и скамейками… Всё имущество, приобретённое на деньги участников клуба, объявлено собственностью Института… Выражаясь современным языком, произошёл рейдерский захват кортов с присвоением чужого имущества. Администрация почему-то решила искать более эффективного хозяина. Не понимают, что более эффективного хозяина, чем общественность, которая корты создавала, обихаживала и развивала, не найти! Корты – одни из лучших в городе, в дополнение к грунтовым площадкам создан современный хард с акриловым покрытием и вечерним освещением. Это ли не эффективный хозяин?!
Что мешало администрации института встретиться с активом клуба, обсудить возникшие проблемы и найти взаимоприемлемое решение ? Через дорогу – Институт геологии. У них 5 теннисных кортов: три асфальтовых и два грунтовых. Жизнь на кортах идёт, как прежде. И никаких аукционов!
Полагаю, что разумным было бы позволить Теннисному клубу провести этот сезон и найти компромисс по вопросам, возникшим у администрации.
В.И. Шмырёв, руководитель Теннисного клуба, д.ф.-м.н.