Чем занять малыша? Этот вопрос рано или поздно встает перед всеми родителями. Конечно, каждому возрасту – свои занятия: самым маленьким – погреметь, потрогать что-нибудь яркое, попробовать на зуб; малышам постарше – собрать-разобрать, порисовать «каляку-маляку»; еще старше – поиграть с другими детьми, полистать книжку. И, конечно, послушать, как читает мама или бабушка.
Обратите внимание: мы убеждены, что чтение ребенку вслух – совершенно необходимое занятие, что без него не может развиваться интеллект и речь. Согласитесь, не всегда мы читаем вслух для того, чтобы доставить ребенку удовольствие, а очень часто – для пользы: чтобы заговорил быстрее и правильнее, знал много слов, мог читать наизусть «Муху-Цокотуху» и так далее.
Отчего возникло это устойчивое убеждение о незаменимости чтения ребенку? Ведь всеобщая грамотность – признак всего лишь трех-четырех последних поколений. Неужели до того, как читать научились практически все взрослые, дети не развивались? Что было, когда «Айболит» и «Наша Таня громко плачет» не были написаны, изданы?
На этот вопрос могут ответить собиратели и знатоки фольклора: детям не читали – им пели, рассказывали и показывали. Без книг, по памяти. То, что мы сейчас в обрывочном виде встречаем в книжках-потешках и в сборниках сказок, передавалось в устной традиции. И дети, незнакомые с печатным словом, прекрасно развивались.
Значит, дело не в книгах. Дело в звучащем слове, которого, увы, не хватает. Сколько минут в день мы читаем ребенку? Сколько времени поем ему? Сколько – прикасаемся к нему, играем-потягиваем?
Давайте посмотрим, какие занятия с ребенком бытовали в народной, устной культуре.
Еще до рождения ребенок слышал, как поет его мать (а делала она это часто), как во время родов обращается к нему с наговорами, ласковыми словами.
После рождения такое важное состояние младенца, как сон, было окружено песнями и ритуалами. Укачивая ребенка, ему пели колыбельные, причем их знала не только мать, но любой, кто оставался с ребенком: бабушка, старшая сестра, няня. Например, пели так:
Баюшки-баю,
Отец ушел за рыбою,
Мать ушла пеленки мыть,
Бабушка кисель варить,
Бабушка кисель варить,
Будет Васеньку кормить.
В песне ребенку рассказывали о его будущей – замечательной – судьбе, давали понять, что его любят «больше всех» и надеются, что он также будет любить родителей и няню и заботиться о них:
Сон-Дремота
По новым сеням брела.
По новым сеням брела,
Да и к Маше забрела.
– А где у Маши колыбель?
– У высоком терему.
У высоком терему,
В шитом-браном пологу,
Кольца-пробойца серебряные.
Маша вырастет большая,
Будем грамоте учить,
Будем грамоте учить,
Будешь золото носить,
Будешь золото носить,
Будешь в серебре ходить,
Будешь в серебре ходить,
Будешь нянечек дарить.
Когда ребенок просыпался и потягивался, его гладили по животику, приговаривая:
Потягунюшки, порастунюшки!
Поперек – толстунюшки,
А в ножки – ходунюшки,
А в ручки – хватунюшки,
А в роток – говорок,
А в головку – разумок.
Чтобы размять затекшие после сна конечности, делали, например, такую гимнастику: ручки ребенка складывали и раскладывали (на каждую строчку), постепенно разводя их все шире и шире, и говорили:
Тятеньке – сажень,
Маменьке – сажень,
Дедушке – сажень,
Бабушке – сажень,
А Колюшеньке – большую, набольшую!
Когда ребенок зевал и взрослые хотели, чтобы он уснул, говорили:
Первый хамочек [зевок] – на потолочек,
А другой – на стенку,
А третий – в постельку.
Таким образом, и отход ко сну, и пробуждение были связаны с приятными ощущениями: с пением, покачиванием и поглаживанием. Ведь для маленького ребенка сон – это значительная часть жизни, это переход в другое состояние. Чтобы этот переход был приятным и спокойным, требуется помощь взрослого, его руки и голос.
Купание – еще одна ситуация, которая требует поддержки взрослого. Купание, мытье младенца также сопровождалось наговорами. При самом мытье приговаривали:
Расти брус с вышины
Да печь с толщины!
После купания, окатывая водой:
Вода текучая.
Дитя растучее.
С гуся вода,
С тебя худоба!
Вода – книзу,
А дитя – кверху.
Ребенка обязательно знакомили с частями его тела, и это очень важно: ведь ребенок, находясь в матке, ощущал себя круглым, неделимым. После рождения он постепенно обнаруживает, что состоит из разных частей, которые могут двигаться по отдельности. Случайное движение руки во сне способно напугать и разбудить. Поэтому знакомство со своим телом для младенца так же важно, как для взрослого – знакомство с новыми объектами. Например, перебирая пальцы руки, говорили:
Идут четыре брата
Навстречу старшему.
– Здравствуй, большак! – говорят.
– Здорово, Васька-указка,
Мишка-середка,
Гришка-сиротка
Да крошка Тимошка.
Когда ребенок начинал ходить, говорили:
– Ножки, ножки,
Куда вы бежите?
– В лес по мошок:
Избушку мшить,
Чтоб нехолодно жить.
Как видим, каждое событие жизни ребенка, даже совсем маленького, окружалось устным рассказом, наговором, песней. И образовательная цель (которая, конечно, присутствовала) не была основной. Главной целью было – показать ребенку, что его любят, что он хороший и его ждет счастливая жизнь.
За предоставленный материал благодарю Т. Куликову, фольклориста и замечательного педагога, а также Л. Свиридову, руководителя школы «Современные родители». Статья написана при поддержке сайта sibmama.ru.
Евгения ЛУНДИНА.