Ни я, ни муж не можем отказать сыну, когда
он начинает ныть. Вначале мы говорим ему «нет», а потом, когда его нытье длится
уже какое-то время, нам приходится уступать, иначе это будет продолжаться
часами. Я уже перебрала все, что приходило мне в голову: и отвлекала, и
уговаривала, и обманывала – не помогает. И память у него отличная – скажешь,
что сделаешь через неделю, через неделю напоминает, а ведь ему только 4 года...
Первое, что необходимо сделать в
подобной ситуации, это выработать с мужем единую тактику поведения. Нужно
обсудить, что для каждого из вас приемлемо, а что нет. Затем различные взгляды
необходимо привести к единому знаменателю.
Например, вы оба считаете, что
ребенок должен проводить за компьютером ограниченное время. Но мама полагает,
что ребенку такого возраста достаточно двадцати минут, а папа не видит проблемы
в том, что малыш проводит перед монитором пару часов. Такое разногласие на
практике ведет к тому, что, когда у ребенка заканчивается отведенное мамой
время, он либо идет к папе за разрешением, либо начинает ныть, чтобы слышал
папа, который в конце концов не выдержит и выразительно посмотрит на маму,
побуждая ее дать разрешение. Очевидно, что если этот вопрос заранее согласован
между родителями, то и всякие манипуляции исключены.
Поэтому на основе общей
воспитательной картины формируется свод правил, который предлагается ребенку.
Можно продумать систему аргументов, которые помогут ему принять новые правила,
а также найти, чем занять высвободившиеся полтора часа свободного времени. Первое
время ребенку может быть трудно, поэтому будет замечательно, если найдется
какое-то совместное занятие: настольные игры, помощь маме на кухне или папе в
починке полку в шкафу. Если просто ввести ограничения, не поставив перед ним
конкретной новой задачи, он может с удвоенной силой переключиться на любимое
нытье.
Важно обсудить новые правила заранее,
до того, как возник регулируемый ими случай. Предположим, что ребенок не
владеет этой информацией: его время закончилось, он привычно начинает ныть,
обращаясь к папе, а мама ему злорадно говорит: «Теперь новое правило – за
компьютером ты проводишь не более получаса». Слово «злорадно» здесь возникло
неслучайно. Поскольку от нытья и необходимости поступаться своими желаниями все
взрослые объективно устали, то сложившаяся ситуация неосознанно может
восприниматься как своего рода реванш. В этом случае ребенок реагирует не на
правило и не на содержательную часть высказывания взрослого, а на
эмоциональную, и реагирует не менее эмоционально.
За один прием с таким пока еще
маленьким ребенком лучше обсуждать одно правило. Тогда малышу его легче
усвоить. Обсуждение проводить лучше в момент, когда все спокойны, довольны и
расслаблены. Можно подумать о вспомогательных вещах, которые помогут ребенку
соблюдать это правило. Возвращаясь к тому же компьютерному времени, можно
использовать таймер, который малыш будет заводить сам.
Хорошо, если вы будете относиться к
происходящему как к возможности пройти обучение всей семьей. Раз сложилась
неприятная модель отношений, нужно приложить усилия для того, чтобы создать
новую. Если то, что хочет получить малыш, приемлемо и для мамы, и для папы, то
ребенок должен привыкнуть к просьбам без нытья. Если требование не вписывается
в вашу воспитательную систему, то ему напоминают о правилах и предлагают
альтернативу. Главное, чтобы родители были солидарны и уверены в себе.
А. Бердникова,
психолог (тел. 8-913-905-09-40)